УРАЛЬСКИЙ

ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ

ИНСТИТУТ им. С.М. КИРОВА

ФИЗИКО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

1928-1938

ГЛАВА 2. время, вперёд! сплав страха, жертвенности и энтузиазма.

посвящается девяностолетию комсомольской организации УПИ

Я снова тебя, Комсомол, узнаю,

Беглец, позабывший Назад возвратиться,

Бессонный бродяга, Веселый в бою,

Застенчивый чуточку Перед партийцем.

 

Забудем атаки, О прошлом забудем.

Друзья! Начинается новое дело,

Глухая труба Наступающих буден

Призывно над городом Загудела.

 

Рассвет подымается, Сонных будя,

За окнами утренний Галочий митинг.

Веселые толпы Бессонных бродяг

Храпят По студенческим общежитьям.

 

Большая дорога За ними лежит,

их ждет Дорога большая Домами,

Несущими этажи,

К празднику Первого мая...

Исторический план.ru. время, вперёд!

 

Следуя ленинским заветам, VII (март 1926 года) и VIII (май 1928 года) съезды ВЛКСМ выдвинули перед комсомольцами задачи борьбы за индустриализацию страны, социалистическое переустройство сельского хозяйства, за овладение наукой и техникой. Комсомол выступил застрельщиком социалистического соревнования и в 1927 году начал массовый поход за рационализацию производства, за повышение производительности труда. Приближался поворотный пункт в истории России - старт форсированной модернизации. Началом стал первый пятилетний план. Большевики были сторонниками планомерной организации всех сторон жизни общества, и, прежде всего, хозяйственной жизни.

 

С этой целью они предприняли исключительно тщательную подготовку пятилетнего плана развития народного хозяйства страны. План готовился при опоре на лучшие научные силы. Он представлял собой выдающийся документ, напряженный и реалистичный одновременно. План был нацелен на создание тяжелой и легкой промышленности с опережением темпов развития тяжелой индустрии. Предполагалось поднять хозяйство на новый технико-технологический уровень, создать мощный военный потенциал. Приоритет отдавался базовым отраслям: топливо, металлургия, машиностроение, химическая промышленность.

 

Отказываюсь - быть! В бедламе нелюдей отказываюсь - жить!

С волками площадей отказываюсь - выть!..

Марина Цветаева

 

1929 год вошел в историю как год начала сталинской «революции сверху».

Народное хозяйство СССР восстановлено и в целом успешно развивается. Принят и осуществляется первый пятилетний план. Хлебозаготовительные трудности, начавшиеся в 1927 году, преодолены чрезвычайными мерами, впрочем, режим «чрезвычайщины» на селе продолжает действовать. Оппозиция в ВКП(б) подавлена: наиболее последовательный сторонник НЭПа Бухарин и его политические сторонники отстранены от руководства. Продолжается «завинчивание гаек» в отношении специалистов: процессы о «вредителях в различных отраслях промышленности» становятся почти правилом игры власти с интеллигенцией.

 

И будет время... Как я сказал. Всюду динама. Такая шкатулка...

Только ты хочешь: - ключатель взял - Тут тебе сразу Французская булка.

Мы заведем Лектрических коров! И позабудем тогда о мякине.

Кнопочку вжмем - И тыща тракторов Поедет По одной десятине,

Будет время - Нас хоть не будь! - Будет мир - одно помещение...

Эй, братва! Коммунизму добудь!

Да здравствует Лектрическое Освещение!

Александр Безыменский

 

Нарастает ожидание внешних потрясений. Это связано с усилением основных международных противоречий: между победившей Антантой и побежденной и униженной Германией, между США и Японией, между СССР и враждебным ему капиталистическим окружением. В этих условиях И.В. Сталин не устает повторять: «Мы отстали от передовых стран на 50-100 лет. Мы должны пробежать это расстояние в 10 лет. Либо мы сделаем это, либо нас сомнут». И.В. Сталин и большевистское руководство выдвигают задачу резкого увеличения экономического и военного потенциала СССР. Они берут курс на форсированную индустриализацию.

 

В 1929 году комсомол провел первую мобилизацию молодежи на новостройки первой пятилетки. Свыше 200 тысяч комсомольцев приехали на стройки по путевкам своих организаций. При активном участии комсомола были построены Днепрогэс, Московский и Горьковский автозаводы, Сталинградский тракторный завод, Магнитогорский металлургический комбинат, железная дорога Турксиб и другие объекты. Комсомольцы Урала активно участвовали в создании Карагандинского угольного бассейна и Уралмаша. Постановлением Президиума ЦИК СССР 21 января 1931 года «За проявленную инициативу в деле ударничества и социалистического соревнования...» ВЛКСМ был награжден вторым орденом - орденом Трудового Красного Знамени.

 

Орденами Ленина были награждены: комсомольская организация Москвы - за особые заслуги в мобилизации комсомольцев и комсомолок на строительство метро, комсомол Донбасса - за трудовой героизм и инициативу в работе по внедрению новых методов угледобычи, и комсомольская организация Днепростроя - за трудовой героизм на строительстве Днепровской гидроэлектростанции.

 

Значительной была роль комсомольцев в коллективизации сельского хозяйства. В рядах деревенского комсомола в 1928 году было около 1 миллиона молодых крестьян. VIII съезд ВЛКСМ призвал их быть «организаторами и застрельщиками коллективизации». Он обязал каждого комсомольца, самостоятельного домохозяина, показать пример молодым крестьянам - вступить в колхоз. Комсомольцы перенесли в деревню опыт социалистического соревнования и ударничества, накопленный в промышленности и строительстве. Молодые рабочие помогали в ремонте сельскохозяйственного инвентаря, развернули движение за создание комсомольских тракторных колонн, приняли активное участие в строительстве машинно-тракторных станций. «Комсомолец - на трактор!» - этот лозунг был одним из самых популярных в деревне.

 

По рекомендациям комсомольских ячеек на курсы трактористов, механизаторов были направлены тысячи молодых колхозников. Социалистические преобразования в деревне проходили в обстановке ожесточенной классовой борьбы. В чрезвычайно тяжелых условиях приходилось работать сельским комсомольцам в 20-х - начале 30-х годов.

 

Кулачество, отстаивая свои интересы, использовало возникшие материальные трудности, низкий образовательный уровень, вековые традиции сельского населения, сопротивляясь преобразованиям в деревне. Сотни комсомольцев - девушек и юношей - погибли в борьбе за новую жизнь деревни.

 

В ходе социалистического строительства возникли неотложные проблемы подготовки квалифицированных кадров, создания новой, социалистической интеллигенции. Комсомол объявил поход молодежи в науку. В 1928 году по комсомольским путевкам пошли учиться на рабфаки 15 тысяч человек, на курсы по подготовке в вузы - 20 тысяч, в вузы и техникумы -30 тысяч. В 1934 году рабочая прослойка среди студентов достигла 47,9 процента. По инициативе комсомола родилась новая массовая форма технического обучения рабочих - техминимум.

 

В 1935 году по примеру молодых рабочих - шахтера Алексея Стаханова, паровозного машиниста Петра Кривоноса, ткачих Евдокии и Марии Виноградовых, фрезеровщика Ивана Гудова, молодых колхозников Марии Демченко, Прасковьи Ангелиной и других - началось массовое движение стахановцев.

 

Оно знаменовало новый этап в социалистическом соревновании. Ленинский комсомол стал самым деятельным помощником партии в развитии стахановского движения. X съезд ВЛКСМ (апрель 1936 года) вошел в историю как съезд молодых строителей социализма. Среди делегатов было 135 орденоносцев, сотни молодых новаторов промышленности и сельского хозяйства. Съезд заверил партию в «... полной готовности всего Ленинского комсомола выполнить до конца свои обязанности по строительству коммунистического общества, по защите социалистического отечества от нападения врагов социализма».

 

Век двадцатый, год тридцатый - Ни минуты остановки! Молодежь спешит в коммуну,

словно в песне паровоз. И страна вручает юным - Комсомольскую путёвку На Магнитку и в колхоз.

Евгений Долматовский

Тесный приют, Худая кровать,

Запачканные Обои И книги,

Которые нужно взять,

Взять - по привычке -С бою.

 

Теплый народ! Хороший народ!

Каждый из нас - Гений.

Мы - по привычке - Идем вперед,

Без отступлений!

 

Меня не пугает Высокая дрожь

Пришедшего дня И ушедших волнений...

Я вместе с тобою Несусь, молодежь,

Перил не держась, Не считая ступеней...

 

 

 

Михаил Светлов

После съезда комсомол, не ослабляя участия в хозяйственном и государственном строительстве, значительное внимание уделяет идеологическому воспитанию молодежи, физическому развитию юношей и девушек, подготовке их к защите социалистических завоеваний. Много сил отдает комсомол развитию оборонной промышленности и отраслям, связанным с ней, в частности, черной и цветной металлургии, нефтедобыче. ВЛКСМ шефствует над строительством новых крейсеров, подводных лодок, эсминцев, самолетов, танков. ЦК ВЛКСМ проводит массовый военно-технический экзамен комсомольцев.

 

Около одного миллиона членов ВЛКСМ стали «Ворошиловскими стрелками», более пяти миллионов сдали нормы ПВХО (противовоздушной, противохимической обороны), по военной топографии и другим военным специальностям. Только в 1936 году нормы на значок «Готов к труду и обороне» сдали около четырех миллионов человек. По поручению партии комсомол занимался комплектованием военных училищ. На 1 июля 1940 года среди офицеров Красной Армии было 56,4 процента коммунистов и 22,1 процента комсомольцев. ВЛКСМ вел большую работу в Коммунистическом Интернационале молодежи, стремясь создать единый фронт для борьбы с фашизмом, против угрозы мировой войны.

 

5 декабря 1936 года на восьмом Чрезвычайном съезде СССР была принята вторая (сталинская) Конституция, законодательно закрепившая победу социализма в СССР. Конституция провозгласила основные политические и социально-экономические права и свободы советских граждан: права на труд, отдых, материальное обеспечение в старости, образование, свободу совести... По общему объему декларируемых прав и свобод эта Конституция превосходила все ранее известные конституции других стран и для своего времени была самой демократичной и свободной в мире. Вместе с тем в ней впервые закреплялось положение о ВКП(б) как руководящем ядре всех организаций трудящихся, включая и Советы народных депутатов СССР. Она провозглашала, что Союз ССР есть социалистическое государство рабочих и крестьян. Вся власть по Конституции принадлежала трудящимся города и деревни в лице Советов депутатов трудящихся общества.

 

Социалистическая собственность закреплялась в форме государственной собственности (всенародного достояния), к которой были отнесены земля, ее недра, все предприятия промышленности, транспорта, крупные сельхозпредприятия, коммунальные предприятия и основной жилищный фонд в городах и крупных населенных пунктах, а также кооперативно-колхозной собственности. Наряду с социалистической системой хозяйства допускалось мелкое частное хозяйство единоличных крестьян и кустарей, основанное на личном труде. Право личной собственности граждан предусматривалось на трудовые доходы и сбережения, жилой дом и подсобное домашнее хозяйство, предметы домашнего хозяйства и обихода, личного потребления и удобства. Труд в СССР был объявлен обязанностью и делом чести каждого способного к труду гражданина:

 

от каждого - по его способностям, каждому - по его труду.

 

Конституция СССР закрепляла государственное устройство, как союзного государства, образованного на основе добровольного объединения равноправных советских республик. Вот что писала при обсуждении новой Конституции газета «Правда» 26 ноября 1936 года:

«Новая Конституция СССР будет моральной помощью и реальным подспорьем для всех тех, кто ведут ныне борьбу против фашистского варварства. Еще большее значение имеет новая Конституция для народов СССР. Если для народов капиталистических стран Конституция СССР будет иметь значение программы действий, то для народов Советского Союза она имеет значение итога их борьбы, итога их побед на фронте освобождения человечества. В результате пройденного пути борьбы и лишений приятно и радостно иметь свою Конституцию, трактующую о плодах наших побед. Приятно и радостно знать, за что бились наши люди, и как они добились всемирно-исторической победы. Приятно и радостно знать, что кровь, обильно пролитая нашими людьми, не прошла даром, что она дала свои результаты. Это вооружает духовно наш рабочий класс, наше крестьянство, нашу трудовую интеллигенцию. Это двигает вперед и поднимает чувство законной гордости. Это укрепляет веру в свои силы и мобилизует на новую борьбу для завоевания новых побед коммунизма».

 

Ударный труд - учеба

 

В 1925-1926 учебном году УПИ выпустил первых инженеров - 31 специалиста. Но инженерных кадров было явно недостаточно. В конце 1927 года во всей цензовой промышленности Урала было занято всего 4443 инженера и 1052 техника. В таких условиях было принято решение о развитии Уральского политехнического института. В частности, предполагалось к 1934 году увеличить общее число выпускников до 11800 человек. Для реализации этого были пересмотрены учебные планы и программы, открыты новые факультеты. На базе химико-металлургического факультета в 1929 году были организованы два факультета: химический и металлургический. Открывается строительный факультет, позднее, в 1935 году - инженерно-экономический факультет и вечернее отделение института. Заочное отделение открывается в 1938 году. В 1930 году УПИ выпустил 337 инженеров. Это был самый многочисленный выпуск с момента открытия института.

 

Неустанная работа по подготовке кадров вузами Урала дала неплохие результаты: число специалистов в промышленности Урала за годы первой пятилетки увеличилось почти в пять раз - в 1933 году на заводах и фабриках уже работало более 20 тысяч инженерно-технических работников. омсомольская организация УПИ главной задачей в подготовке кадров поставила задачу повышения качества учебы. К концу 1930 года в комсомольской организации УПИ состояло на учете уже 1103 человека, более 80 процентов которых имели пролетарское происхождение. Они и стали застрельщиками похода «за успеваемость».

 

Комсомольцы объявили непримиримую борьбу подсказке, шпаргалке, вывешивали «черные доски». Для студентов первого курса были созданы консультационные академические группы, которые курировали отличники учебы со старших курсов. Было налажено издание учебников и учебных пособий. Упорядочили вопрос с общественной работой (она отрывала студентов от учебы): был установлен единый день для собраний и совещаний, общественные поручения бюро ВЛКСМ равномерно распределяло между всеми комсомольцами. Комсомол УПИ также подхватил всесоюзный почин «за ударный труд». Первым ударным курсом стал второй курс химико-технологического факультета, первым ударным факультетом - металлургический. Все они добились 100-процентной успеваемости.

 

В конце 20-х и начале 30-х годов в институте стали внедряться «новаторские» методы обучения: отмена экзаменов, сокращение лекционных часов, узкопрофильная подготовка. Партийная и комсомольская организации УПИ развернули движение «за ударный выпуск специалистов». Суть его состояла в досрочном окончании студентом института без снижения качества учебы. Для решения такой задачи была создана 31 бригада (802 человека), между которыми развернулось соревнование. Основное ядро бригад составляли комсомольцы, которые увлекали студентов личным примером. Профессора традиционной высшей школы И.А. Соколов и Н.Н. Доброхотов выступали против такой формы обучения. Первый из них даже был репрессирован за свои взгляды.

 

Но к середине 30-х годов «новейшие» методы канули в прошлое. Вернувшись к классической схеме обучения, институт продолжал наращивать число выпускников. В 1935 году было выпущено уже 920 инженеров, а в целом в стране доля инженерно-технических работников в промышленности за две пятилетки увеличилась более, чем в два раза. Большое значение в повышении качества подготовки специалистов в УПИ имела научная работа. Первый студенческий научно-технический кружок (СНТК) возник на металлургическом факультете еще в 1921 году. В 1925 году аналогичные кружки возникли на других факультетах. К 1930 году в СНТК состояло 18 процентов студентов института, многие из которых работали над выполнением проектов, внедренных впоследствии в производство. Комсомольское внимание к научной работе студентов никогда не ослабевало. Комсомольцы проводили конкурсы на лучшую научную работу, создавали лектории и профессиональные школы при кружках. В частности, на черметфаке работала школа мартеновского мастерства.

Об учреждении стипендии им. «Комсомольской правды»

Приказ по Народному комиссариату тяжелой промышленности

№ 635, г. Москва, 21 мая 1935 г.

 

Учитывая исключительную роль, сыгранную газетой ленинского комсомола "Комсомольской правдой"

в борьбе за подготовку рабочих и инженерно-технических кадров для тяжелой промышленности

приказываю:

 

1. Отметить славный 10-летний юбилей «Комсомольской правды» установлением во втузах тяжелой промышленности пяти стипендий им. «Комсомольской правды» (3 - в Ленинградском индустриальном и 2 - в Свердловском индустриальном институтах) по 200 рублей каждая и пять стипендий в техникумах тяжелой промышленности (3 - в Московском политехникуме им. Ленина, и 2 - в Ростовском индустриальном техникуме) по 150 рублей каждая.

 

2. Кандидатуры стипендиатов выдвигает директор соответствующего втуза и техникума, по согласованию с комсомольской организацией и утверждает начальник ГУУЗ.

 

Народный комиссар тяжелой промышленности

С. ОРДЖОНИКИДЗЕ

Напряженная учеба диктовала и особое внимание к социальным вопросам студентов. Комсомольская организация обращала большое внимание на правильное распределение стипендий. Стипендия Наркомпроса в те годы составляла 30 миллионов рублей, но эти миллионы не покрывали самых необходимых расходов (как это знакомо студентам 90-х годов!). При ее распределении осуществлялся классовый подход, а материально обеспеченные студенты платили за обучение. В 1928 году бюро ВЛКСМ объявило двухмесячник «За здоровый быт в общежитиях». В ходе этой кампании прошла борьба с алкоголизмом («Ни одной пролетарской копейки на водку»).

 

Для организации коллективного питания и усиления политического воспитания студентов, проживающих в общежитиях, было создано 76 коммун, объединивших 518 студентов. Кроме того, появился кооператив, который существовал на деньги членов кооператива и дотации, получаемые от городских организаций и Пролетстуда. Бюро кооператива закупало продукты питания и распределяло их среди членов кооператива.

 

Для снабжения института в пригороде Свердловска было организовано подсобное хозяйство. Вузу принадлежало 268 гектаров пашни, 475 гектаров лугов, 44 дойные коровы, 66 голов молодняка, 26 лошадей. В подсобном хозяйстве постоянно работали студенческие бригады. В результате этой многогранной работы партийных и комсомольских органов академическая успеваемость студентов значительно повысилась: к 1930 году она составила 91,4 процента. Четыре комсомольца - отличники учебы М.Г. Боженовский, B.C. Стародубцева, Д.Х. Скалабан, Г.Т. Щеголев - были занесены в «Книгу почета Горкома комсомола».

 

С первых лет существования института будущие инженеры близко соприкасались с производством. В 1927 году комсомол объявил массовый поход за рационализацию производства и повышение производительности труда. Комсомолия института с энтузиазмом откликнулась на призыв. Студенты третьего и четвертого курсов металлургического факультета были направлены на устранение «узких мест» в промышленности. В марте 1930 года группа студентов во главе с преподавателями приехала в Алапаевск. Студенты заняли штатные должности заместителей начальников цехов, сменных инженеров, мастеров и техников-конструкторов. Студент Борис Кичин был назначен помощником заместителя директора завода по кирпичному производству.

Будет лучшим в мире

ГАЗЕТА "ЗА ИНДУСТРИАЛЬНЫЕ КАДРЫ", 1934 год

 

В годы стройки и монтажа оборудования УЗТМ нас можно было встретить в цехах за установкой станков, на монтаже печей, пескоструек и других агрегатов завода. Вечерами мы спешили в тишину аудиторий, прерываемую равномерным чтением лектора, скрипом перьев и шелестом бумаги. Днем - работа на заводе, вечером - учеба. Так прошли годы стройки УЗТМ. Начался период освоения. Завод требовал знаний, нового оборудования, новых методов работы. Штурм на заводе был также штурмом знаний в институте. В боях за выполнение плана мы были в первых рядах ударников завода. Мы не привыкли отступать перед трудностями, советский инженер будет лучшим в мире.

Под руководством преподавателей студенты обследовали работу каждого цеха, выявили причины отставания завода и составили план мероприятий по ликвидации прорыва на заводе. Так, предложение о переносе и расширении литейного цеха обеспечило выполнение апрельского плана по мартеновскому цеху на 102 процента. Студенты всколыхнули весь завод: участвовали в выпуске стенгазет, в организации ударных бригад, в проверке итогов социалистического соревнования, проведении вечеров отдыха молодежи. В итоге, к выполнению плана на 1931 год завод был подготовлен. В Кушве студенты вместе с комсомольцами завода отремонтировали две домны. На Надеждинском заводе студент С. Замотаев под руководством профессора К.К. Матвеева подготовил к ремонту домну.

 

Стахановское движение, развернувшееся в конце 1935 года, всколыхнуло и студенческий комсомол. «Стахановские» обязательства студентов-комсомольцев включали не только отличную сдачу сессии, но и организацию технической учебы стахановцев на предприятии. Специальные студенческие бригады работали на УЗТМ и ВИЗе. Как правило, это давало обоюдную выгоду: студенты получали практические знания, предприятие - квалифицированные кадры, а порой и рационализаторские решения.

 

Хорошая учеба не могла быть без хорошего отдыха и досуга. Так, летом 1937 года студенты получили 5000 путевок в санатории, дома отдыха, на турбазы. Популярным стал военно-спортивный лагерь, где ежегодно получали военные знания 160 студентов. Недалеко от Алма-Аты расположился альпинистский, а на озере Увильды - туристский лагерь института. В этом же году комсомол провел первый, ставший традиционным, праздник, посвященный окончанию учебного года в институте. Три дня студенты показывали свои спортивные достижения, устраивали театрализованные представления, катались на лодках, гуляли по городу.

 

Жизнь стала интересной, жить стало веселей!

 

VIII съезд ВЛКСМ объявил Всесоюзный культпоход по ликвидации неграмотности. Были созданы «ударные отряды по ликбезу», тысячи комсомольцев влились в ряды «культ-армейцев». Они обучали неграмотных, создавали новые школы ликбеза, открывали читальни и библиотеки. В 1930 году комсомол взял шефство над всеобучем, выступил инициатором создания двухгодичных вечерних школ для малограмотных. За годы 1-й пятилетки в стране было обучено грамоте около 45 миллионов человек.

 

Политехники также с большим воодушевлением взялись за работу по ликвидации неграмотности. Работа велась под лозунгом «Один грамотный комсомолец должен обучить одного неграмотного». Были созданы ударные бригады, в которые вошли около 1000 комсомольцев.

Наряду с ликвидацией неграмотности комсомольцы активно включились в борьбу с взяточничеством, бюрократизмом, с пьянством, хулиганством, за новый быт, за «социалистическое!» отношение к женщине.

 

Эту работу вели отряды «легкой кавалерии».. Они продолжили традиции лихих конников революции и ринулись на непримиримый бой с недостатками. Движение «легкой кавалерии» возникло в 1928 году. Идею выдвинул Н.И. Бухарин на VIII съезде ВЛКСМ. Он предложил создать из молодежи группы помощи Рабоче-крестьянской инспекции. В его представлении «легкая кавалерия» должна была быть действительно легкой, добровольной, энергично действующей, «своего рода летучим неофициальным контролем». Политический характер деятельности «легкой кавалерии» отчетливо проявляется в словах Н.И. Бухарина:

 

выкопать бюрократического противника. застать врага на месте преступления.

 

«Кавалерия» пользовалась большим авторитетом в институте и вне института. Отряды «легкой кавалерии» проверяли, как внедряются рационализаторские предложения, помогали рассматривать жалобы трудящихся, вскрывали факты бюрократизма и взяточничества, хищения социалистической собственности. Через «легкую кавалерию» окрепла связь комсомола с органами рабоче-крестьянской инспекции. Позднее эта форма участия молодежи в контроле работы государства была учтена при создании групп «Комсомольского прожектора». Культурная революция пришла и на село. Комсомольцы института шефствовали над сельской молодежью в трех деревнях Егоршинского района.

 

Они создавали кружки по углублению знаний агротехники, выступали с докладами о жизни института, о текущем политическом моменте. Подшефным колхозам и совхозам собрали и передали 72 радиоприемника, 3471 книгу в сельские библиотеки, помогали в уборке урожая. Последнее стало традицией на долгие-долгие годы Советской власти. Большую помощь оказывали студенты подшефному Шарташскому совхозу. Они становились и механизаторами, и слесарями, и техниками. Студенты строительного факультета разработали проект реконструкции совхозных помещений. Силами студентов в совхозе была создана библиотека, налажена художественная самодеятельность.

 

Для улучшения культурно-массовой работы в 1937 году был создан культотдел, который курировал всю лекционную работу в институте и общежитиях. В его состав вошли коммунисты и комсомольцы. В феврале 1937 года исполнилось 100 лет со дня гибели А.С. Пушкина. При комитете ВЛКСМ был создан пушкинский комитет, который организовал цикл юбилейных лекций. На них побывало более 1000 студентов. На всех факультетах прошли тематические вечера, а на заключительном этапе состоялся общеинститутский вечер в Доме культуры профинтерна. Увлечение в институте художественной самодеятельностью отличалось размахом. В 30-е годы активно работали драмкружок, хор, симфонический, духовой и струнный оркестры и пляски, вокальная группа, школа танцев. Начиная с 1936 года в институте заработал киноклуб «Романтики кинохроники».

 

Студенческий клуб располагался в подвале студенческого корпуса и был пригоден, в основном, для танцевальных вечеров. К 1940 году институт имел только один большой зал, располагавшийся на химфаке, но еще не оборудованный для показа кинофильмов. Существовал и университет культуры, где студенты повышали свой культурный уровень. Им предлагались лекции по литературоведению, экономической географии, истории и философии. Комсомольцы принимали живое участие в выборах в местные Советы. Кампания по подготовке и сами выборы превращались в праздники молодежи: устраивались демонстрации и факельные шествия.

 

Лучшие комсомольские активисты стали депутатами горсовета. Комсомольцы института, как и многие комсомольские организации страны, шефствовали над флотом. Большая дружба связывала студентов-политехников с моряками Краснознаменного Балтийского флота. На подшефный эсминец им. К. Маркса и судно «Комсомолец» высылались письма, подарки, книги. Семьям моряков также оказывалась посильная помощь. Представители с подшефных кораблей приезжали с дружескими визитами в институт.

Песня о Каховке

 

Каховка, Каховка - родная винтовка - Горячая пуля, лети!

Иркутск и Варшава, Орел и Каховка - Этапы большого пути.

 

Гремела атака, и пули звенели, И ровно строчил пулемет... И девушка наша

проходит в шинели, Горящей Каховкой идет...

 

Под солнцем горячим, под ночью слепою Немало пришлось нам пройти.

Мы мирные люди, но наш бронепоезд Стоит на запасном пути!

 

Ты помнишь, товарищ, как вместе сражались, Как нас обнимала гроза?

Тогда нам обоим сквозь дым улыбались Ее голубые глаза...

 

Так вспомним же юность свою боевую, Так выпьем за наши дела, За нашу страну,

за Каховку родную, Где девушка наша жила...

 

Под солнцем горячим, под ночью слепою Немало пришлось нам пройти.

Мы мирные люди, по наш бронепоезд Стоит на запасном пути!

 

Михаил Светлов

В 1939 году комсомол взял шефство над Свердловским пехотным училищем.

Комсомольцы налаживали культурно-массовую и политическую работу, а командиры училища помогали студентам осваивать военное искусство. 23 января 1927 года в стране появилась новая организация, которой дали имя ОСОАВИАХИМ (Общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству). Эта организация преследовала три основные цели: военно-патриотическое воспитание молодежи, подготовка к службе в армии и во флоте, привлечение к техническим и военно-прикладным видам спорта. Почти четверть века просуществовала она под таким названием.

 

Лишь в 1951 году Советом Министров СССР было принято решение о переименовании ее в ДОСААФ (Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту), а еще через сорок лет - в РОСТО (Российская оборонно-техническая организация).

 

Ячейка Осоавиахима в институте была создана по инициативе комсомольцев в 1928 году. В аэроклубе Осоавиахима студенты овладевали искусством пилотажа, учились прыгать с парашютом. Институтский комсомол стал душой Уктусского аэроклуба. X съезду ВЛКСМ, состоявшемуся в апреле 1936 года, комсомолия института торжественно рапортовала: подготовлено 597 парашютистов и 680 стрелков.

 

1930 год был годом начала массового физкультурного движения в стране. По инициативе комсомола была введена сдача норм на значок ГТО (Готов к труду и обороне). Эта сдача норм знакома студентам многих последующих поколений. К 1934 году в институте нормы на значок ГТО первой ступени сдали 1113 человек.

 

Комсомольская организация института развернула массовую работу по привлечению студентов к экстремальным и техническим видам спорта. Были организованы военно-физкультурные кружки, военные походы, игры, соревнования на лучшего стрелка и радиста. Это позволяло готовить молодое поколение к службе в армии. Подготовка включала в себя обучение стрельбе (по всей стране открывались стрелковые секции), вождению на тракторе, автомобиле и мотоцикле.

 

Значок «Ворошиловского стрелка» в 1934 году получили 540 человек, что позволило в следующем году провести в институте первую стрелковую спартакиаду. Появление в 1935 году кафедры физического воспитания и спорта позволило улучшить спортивную работу в институте. Вместе с комсомольским активом кафедра ежегодно проводила спартакиады и внутрифакультетские соревнования.

 

Наши спортсмены прочно держали первенство в городе по лыжам, конькам, боксу, борьбе, легкой атлетике. На второй спартакиаде вузов страны (1936 год) институт занял первое место. Накануне XXII годовщины Октября 2875 студентов сдали от трех до четырех оборонных норм. Уникальные достижения показали студенты Водяной (механический факультет), Костарев (строительный факультет), Попов (химико-технологический факультет). Они сдали по 13-15 оборонных норм! Сегодняшнему студенту трудно, наверно, поверить, что в институте была группа (комсорг Кротков), в которой все владели приемами рукопашного боя!

 

От известного к неизвестному и обратно

 

В начале 1930 года Уральский политехнический институт был передан в ведение ВСНХ. На базе УПИ возникло 9 отраслевых ВТУЗов: химико-технологический институт, геологоразведочный, горный, институт черных металлов, институт цветных металлов, строительный, машиностроительный, лесотехнический и энергетический институты. Они находились в ведении хозяйственных органов. Была расформирована и единая комсомольская организация - бюро ВЛКСМ объединило комсомольские организации по специальности, в каждом ВТУЗе выбирался свой комсомольский секретарь. Благодаря созданию новых ВТУЗов увеличился контингент студентов. Осенью 1930 года отраслевые ВТУЗы Урала приняли более 2,5 тысяч студентов, что в три раза превышало прием студентов за предыдущие три года, вместе взятые.

 

В целях повышения уровня подготовки поступающих в вуз с осеннего приема 1932 года устанавливались обязательные приемные испытания. Была введена выплата стипендии, размер которой находился в прямой зависимости от уровня успеваемости. Обязательными стали переводные испытания при переходе студентов с семестра на семестр, дипломные работы и дипломное проектирование. Производственная практика стала важной частью учебного процесса.

 

В годы первой пятилетки ВТУЗы Урала подготовили более полутора тысяч специалистов. Однако уже к концу 1932 года обозначились отрицательные моменты ведомственного подхода к подготовке кадров. Например, каждый ВТУЗ имел свой административно-хозяйственный аппарат, самостоятельно приобретал оборудование, учебную литературу и т. п. Это удорожало стоимость обучения. Методическая и научно-исследовательская работа велась не на должном уровне. Постановлением СНК СССР от 22 июня 1934 года семь отраслевых ВТУЗов были объединены в Уральский индустриальный институт во главе с директором И.Н. Крюковым.

 

17 декабря 1934 года УИИ было присвоено имя С.М. Кирова, убитого в Ленинграде 1 декабря того же года.

 

Процесс слияния отраслевых ВТУЗов совпал с перестройкой комсомольской организации, начавшейся в 1934 году. Пленумы ЦК ВЛКСМ приняли решение о реорганизации существующих комсомольских ячеек в первичные комсомольские организации. Признано было целесообразным создать в ЦК, обкомах, горкомах и райкомах комсомола вместо отделов промышленности, сельского хозяйства и других отделы рабочей, крестьянской молодежи, пропаганды и агитации, по работе среди женской молодежи, студенчества.

 

Осенью 1934 года в институте началась работа по организационной перестройке комсомольской организации. Но проведена она была поспешно. Так, был ликвидирован ряд комсомольских групп, а на факультетах вместо бюро ВЛКСМ выбраны комсомольские организаторы, хотя численность комсомольцев превышала 300 человек. Внештатные инструкторы комитета ВЛКСМ института были раскреплены по факультетам, тогда как они должны были быть прикреплены к комсомольским группам.

 

Вскрыв эти ошибки, ЦК ВЛКСМ отменил созданную оргструктуру комсомольской организации УИИ. В институте вновь развернулась организационная перестройка. В течение октября 1934 года на всех семи факультетах прошли комсомольские собрания, на которых были избраны руководящие органы и делегаты на первую общеинститутскую конференцию. Конференция единогласно выбрала секретарем комитета ВЛКСМ УИИ студента-отличника М. Юрьева. Сын крестьянина-батрака, он около четырех лет беспризорничал, работал пастухом, курьером, учеником на Красноярском заводе «Профинтерн». После окончания школы ФЗУ стал мастером-литейщиком.

 

В 1931 году после окончания трехмесячных подготовительных курсов был командирован в счет комсомольской «тысячи» в Уральский институт стали. Комсомольская организация УИИ на этот момент насчитывала около 2000 членов ВЛКСМ, состояла из семи факультетских организаций, возглавляемых бюро. Всех их объединял комитет комсомола института, в состав которого входили 11 лучших студентов. В академических группах стали возникать низовые ячейки. Первоначально их было немного (всего 27), но к 1940 году во всех 150 академических группах были первичные комсомольские группы, ставшие центром политико-воспитательной работы среди студенчества. Во главе группы стоял комсорг, подчинявшийся непосредственно факультетскому бюро ВЛКСМ.

 

Такая структура сохранялась довольно долгое время. В своей работе комсомольский актив столкнулся с большими трудностями. Воспитательную и культурно-массовую работу надо было вести среди неоднородного студенчества - вчерашних школьников и прошедших рабочую школу рабфаковцев. Последние имели семьи и жили в общежитиях. Осложнял работу беспорядок в комсомольском хозяйстве - отсутствие учетных карточек, дефицит билетов. Отсутствовали штатные работники - секретарь комитета ВЛКСМ и его заместитель были студентами. Вопрос о работе комсомольской организации был вынесен на общеинститутское партийное собрание, состоявшееся в июне 1935 года. Коммунисты вскрыли недостатки в работе комитета ВЛКСМ: инструкторы комитета ВЛКСМ редко бывали на факультете; комитет ВЛКСМ не проверял выполнение своих решений; учеба комсомольского актива была организована неудовлетворительно; семинары секретарей факультетских бюро и группкомсоргов проводились нерегулярно. Все это привело к ослаблению работы среди молодежи института, особенно среди студентов первого курса.

 

Партийное собрание приняло решение об оказании немедленной помощи комсомолу со стороны парттысячников. По всем факультетам прошли партийно-комсомольские собрания. С целью повышения ответственности членов ВЛКСМ было решено заслушивать их самоотчеты на собраниях. Каждый комсомолец рассказывал товарищам о своей учебе, общественной работе, о планах на будущее.

 

Эта форма воспитательной работы оправдала себя. Улучшилась учеба комсомольского актива, регулярно стали проводиться семинары комсоргов групп и членов факультетских бюро. Перед активистами чаще стали выступать партийные, комсомольские работники райкома и горкома партии, Уралобкома ВКП(б). Ко второй отчетно-выборной конференции (декабрь 1935 года) комсомолия УИИ пришла организационно окрепшей.

 

а. шешуков

 

Секретарем комитета ВЛКСМ был избран студент электротехнического факультета А. Шешуков - сын красного партизана, убитого во время кулацкого восстания. В 14 лет стал секретарем комсомольской организации Курганского педтехникума.

 

В годы становления колхозов партия направила А. Шешукова председателем колхоза в Марийский район. В 1933 году он поступил в Уральский энергетический институт. Трудности в организационной, воспитательной работе были характерны для всей комсомолии страны, поэтому не случайно комсомольская организация Свердловской области поддержала секретаря комитета комсомола УИИ, выступившего на областной комсомольской конференции 26 марта 1936 года с предложением организовать через «Комсомольскую правду» обмен опытом комсомольской работы, создать своеобразную школу комсомольского актива.

 

Сплав страха, жертвенности и энтузиазма

И.В. Сталин твердо стоял на классовых позициях. Он признавал наличие классов и классовую борьбу. Выступая на январском Пленуме ЦК и ЦКК (1933 год), И.В. Сталин выдвинул тезис: «Надо иметь в виду, что рост мощи Советского государства будет усиливать сопротивление последних остатков умирающих классов... Нет такой пакости и клеветы, которых эти бывшие люди не возвели бы на Советскую власть и вокруг которых не попытались бы мобилизовать отсталые элементы».

 

В начале 1935 года началась «чистка от социально чуждых элементов». На февральско-мартовском пленуме ЦК 1937 года И.В. Сталин решительно поворачивает машину репрессий против своей собственной партии. Сам пленум еще не знает своей судьбы: каждые двое из трех его участников будут уничтожены до конца 1937 года. С этого момента начинается массовое уничтожение большевистской партийной элиты, прежде всего, в Москве (секретарь МГК Н.С. Хрущев) и Ленинграде (секретарь А.А. Жданов). В 1937 году были почти полностью уничтожены все наркомы и их заместители, секретари республиканских ЦК, обкомов и райкомов партии, первичных организаций. Уничтожение идет по второму, третьему кругу...

 

Расстреляны или брошены в тюрьмы люди, так или иначе лично связанные с В.И. Лениным (в тюрьме оказалась, например, вся семья Н. Емельянова - рабочего, охранявшего В.И. Ленина в Разливе). Параллельно было осуществлено уничтожение высшего командного состава Красной Армии. Маховик репрессий действовал безошибочно - он в основном выкашивал людей старшего и среднего поколения, хранивших в своей памяти «нежелательную» информацию о прошлом.

двадцатые комсомольские...

 

Моя жизнь связана с институтом с 1923 года. В комсомол вступил там же в 1927 году.

Чем занимался в комсомоле?

 

Был членом факультетского (химико-металлургического) бюро двух составов. Пришлось заниматься в основном по линии так называемых предметных комиссий. Занимались обсуждением программ предметов, их содержанием, анализировали, как занимаются студенты и другие учебно-методические вопросы. Теперь таких комиссий нет. Они состояли на паритетных началах из профессорско-преподавательского и студенческого состава. Так называемая студенческая фракция.

 

Мы всегда, до единого человека, посещали заседания комиссии. Причем предварительно обсуждали и решали вопросы у себя на фракции, а потом уж выходили с единым мнением. Тем и были сильны! Как правило, мы всегда брали верх только большинством голосов. Предметную комиссию по технологическим дисциплинам возглавлял профессор И.Л. Соколов, известный ученый - доменщик, а я, студент, был ученым секретарем. Высшая школа тогда только становилась, поэтому много приходилось делать самим студентам. Так, в 1927 году я ездил утверждать учебный план факультета. Вот такая уж была обстановка. Тот период был очень насыщен многими событиями, и особенно вопросами борьбы с троцкизмом, зиновьевцами. Мы у себя на комсомольских собраниях выступали, обсуждали, дебатировали. Были среди нас как сторонники, так и противники Троцкого.

 

В 1929 году была чистка комсомола. Проводилась чистка в партии сначала, а потом чистка комсомола была. Причем каждый выступал на общем собрании комсомольцев и беспартийных, отчитывался о своей работе, задавали ему любые вопросы, связанные с его деятельностью. Затем выступал товарищ и давал ему характеристику. Причем были такие решения: некоторых исключали, некоторых рекомендовали в партию, а остальных оставляли в комсомоле. Например, меня после чистки рекомендовали в 1929 году в партию. Тогда ведь студентов не так много было. На нашем химико-метаплургическом факультете было около 110 -125 человек.

 

В.Г. Власов (1905-1976), доктор технических наук, профессор ФтФ, 1973 год

Люди жили в обстановке нарастающего и хорошо организованного массового психоза. Навязывался страшный «образ врага». Обобщенно враг выглядел так. Это был шпион всех держав, выведывавший тайны, прежде всего, военные, заговорщик, стремившийся расчленить СССР и изменить советский государственный строй, вредитель и диверсант, пускающий поезда под откос, подмешивающий в пищу толченое стекло, отравляющий колодцы, террорист, замысливший убить Сталина и членов Политбюро.  В январе 1935 года в институте, как и повсюду в стране, произошла «чистка»: была исключена группа студентов, имеющих кулацкое происхождение, большинство из которых попало в вуз по поддельным документам.

 

1937 год захлестнул институт сплошной чередой факультетских и общеинститутских собраний и митингов.

Газета «За индустриальные кадры» печатала статьи, призывающие к бдительности и выявлению «врагов народа». Приведем выборочно фразы из этих статей: «.. .Дипломник Андропов жил в одной квартире с зятем-троцкистом... Парамонова - дочь врага народа - до сих пор связана с семьей... Кандаков, возглавляющий спортобщество на ОТО, оказался сыном троцкиста, помощника директора крупного уральского завода. Он прикидывается простачком, делает вид, что не знал о преступной деятельности отца...».

 

К «врагам народа» относились преподаватели, пренебрегавшие общественно-политическими дисциплинами.

Например, преподаватель Андрианов говорил: «Советскому инженеру политика не нужна». Время он делил на три категории: полезное, бесполезное и вредное. К вредному относил время, отведенное на изучение марксизма-ленинизма. Зимой 1937 года на партийном собрании был поименно оглашен список сотрудников, причисленных к врагам народа.

 

Ядро списка составляла администрация института, обвиненная в снижении темпов строительства Втузгородка и плохих бытовых условиях проживания студентов и сотрудников. В апреле этого же года был снят с должности директор института Г.Я. Шрейбер. Были уволены или увезены в «черном воронке» многие преподаватели института. Репрессии коснулись и студентов. Исключены из комсомола студенты, которые либо не отказались от своих заподозренных в инакомыслии родителей, либо были замечены в связях с «врагами народа».

 

м. трунов

н. тихомиров

 

В этих условиях перед вузовским комсомолом была поставлена задача: не только выявлять классовых врагов, но и усилить коммунистическое воспитание. Огромная ответственность ложилась на секретарей комитета ВЛКСМ тех страшных годов М. Трунова, Д. Никулина, Н. Тихомирова. В коммунистическом воспитании большую роль играл единый курс «Основы марксизма-ленинизма».

 

В УИИ каждый комсомолец должен был знать данный предмет не менее, чем на «хорошо» - такое решение приняло партийно-комсомольское собрание в октябре 1938 года. Изучение основ марксизма-ленинизма стало предметом постоянного контроля со стороны комсомольской организации: этот вопрос обсуждался на заседаниях комитета ВЛКСМ, факультетских бюро. Возникла идея проведения теоретических конференций, посвященных актуальным проблемам истории ВКП(б).

 

За один только 1939-1940 учебный год было проведено 20 таких конференций. Комсомольская организация УИИ широко развернула работу по улучшению системы комсомольского просвещения. Всего было создано 63 кружка. Для обеспечения их руководителями в 1935 году открывается школа пропагандистов.

 

Огромная армия пропагандистов представляла собой весь комсомольский актив института. Такая форма учебы способствовала росту политической активности студенчества. Это проявилось в первых выборах в Верховный Совет СССР и местные органы власти, проходивших в 1937 и 1938 годах. Около 70 студентов работали членами избирательных комиссий, более 200 - агитаторами. Студенты обходили жилые дома, составляли списки избирателей, проводили беседы о кандидатах в депутаты, разъясняли основные положения Конституции Советского Союза. Боевым органом партийной и комсомольской организации стала доныне существующая газета «За индустриальные кадры», выпустившая свой первый номер 29 сентября 1934 года. Газета издавалась один раз в неделю. Вокруг нее быстро организовался актив, лучшие корреспонденты награждались бесплатными билетами в театр. Тираж газеты был небольшой - всего 300 экземпляров, но к 1937 году вырос в пять раз. При редакции «ЗИК» был создан кружок собкоров и редакторов стенных факультетских газет.

 

Важное место в работе комсомола занимало воспитание студенчества на идеях пролетарского интернационализма. Так, в институте был организован фонд помощи Китайской революции. Движение солидарности с борющейся Испанией было поистине беспрецедентным. На всех митингах звучал знаменитый лозунг «Но пасаран», в фонд помощи испанским борцам ежемесячно от стипендии отчислялись пусть небольшие, но такие нужные испанским детям и женщинам деньги.

 

Поход за качеством знаний

 

В ноябре 1934 года партком и комитет ВЛКСМ объявил конкурс под девизом:

Ни одного процента брака в учебе!

 

Это был конкурс на лучшую лекцию, лучший семинар, лучшую лабораторию. В ходе его были разработаны частные методики по предметам. Через газету «За индустриальные кадры» в декабре 1934 года был объявлен конкурс на лучшую группу по академической успеваемости. Для лучших групп были учреждены награды. Первая - переходящее Знамя, вторая -денежная премия, третья - путевка в дом отдыха для всей группы. Определялась и худшая группа - ей вручалось рогожное знамя!.. При комитете ВЛКСМ был создан штаб, который повседневно контролировал текущую работу групп и подготовку к сессии. Результат оказался положительным: увеличилось число повышенных оценок и снизилось число неудовлетворительных. Комсомольцы в весеннюю сессию 1934/35 учебного года получили наименьшее число неудов - 5,4 процентов.

 

Набор 1935 года отличался от предшествующих тем, что впервые он осуществлялся путем сдачи вступительных экзаменов, обязательных даже для рабфаковцев. В институт было подано 1550 заявлений. Социальный состав абитуриентов резко изменился: рабочих и детей рабочих среди поступающих было 41,5 процента, специалистов - 12,5 процента, колхозников - 7,2 процента, крестьян-единоличников - 13,6 процента, служащих - 25,2 процента. В зимнюю сессию 1935/36 учебного года успеваемость студентов резко упала. Более у того, из всех членов комитета ВЛКСМ и бюро факультетов только четыре комсомольца сдали сессию на «отлично». За академическую задолженность со стипендии было снято 100 комсомольцев. На энергетическом факультете вся группа ЭПС-3 была снята со стипендии.

 

Подобная ситуация наблюдалась практически во всех вузах страны. ЦК ВЛКСМ на пленуме рассмотрел этот вопрос и принял Постановление, опубликованное в апреле 1936 года, о внедрении испытанных и оправдавших себя форм контроля качества учебы, в том числе рейдов «легкой кавалерии». Предлагалось также освобождать студентов на период сессии от излишних общественных нагрузок, сокращать количество собраний и заседаний.

 

«Кавалеристы» УИИ детально вникали в учебное расписание, контролируя равномерность распределения лекций, семинаров, лабораторных и практических занятий. Был проведен анализ работы библиотеки (часы ее работы, наличие учебников и методических пособий) и состояние чертежных залов. В весеннюю сессию 1935/36 учебного года показатели учебы значительно улучшились. Переходящее Красное знамя комитета ВЛКСМ завоевал металлургический факультет. Члены бюро комсомола сессию сдали только на высокие оценки.

 

Для набора 1936 года коллектив института организовал широкую кампанию. Специально отпечатанные правила приема и программы были отправлены в школы-десятилетки, рабфаки Свердловска, Перми, Н.Тагила других городов. В города Урала были откомандированы преподаватели для разъяснительной работы на заводах и в колхозах. Но эта работа оказалась недостаточной. На 1200 вакантных мест на вступительные экзамены прибыло всего 716 человек, а поступило 503 человека.

 

Недостаточная подготовка абитуриентов предполагала большие сложности в учебе. Перелому в борьбе комсомола за качество учебы способствовало Постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) в июле 1936 года. Оно содержало программу коренного переустройства высшей школы. Постановление установило твердый режим в высшей школе и укрепило единоначалие. Оно также обеспечивало комплектование вузов абитуриентами, подготовленными к учебе в высшей школе. Основные положения правил приема в вузы, установленные этим постановлением, сохраняют свое значение до сегодняшнего дня. Партийная организация обратилась к комсомолу - помочь своими силами переоборудовать аудитории. В короткий срок были созданы строительные отряды, которые занимались ремонтом аудиторий.

 

Центром внимания комитета ВЛКСМ УИИ стала студенческая группа. Совещание комсоргов, состоявшееся в апреле 1938 года, заслушало отчеты лучших и худших групп института и выработало практические рекомендации по улучшению положения с учебой. Члены факультетских бюро были закреплены за группами для оказания конкретной помощи. Результаты такого нововведения оказались положительными.

 

Особенно большую помощь комсомол оказал администрации в организации самостоятельной работы студентов. В правильном планировании рабочего времени таились огромные возможности. Вместе с комсомольским активом комитет ВЛКСМ проводил рейды по студенческим корпусам. На месте заслушивались отчеты успевающих студентов об организации свободного времени, проверяли, чем занимаются молодые люди в общежитии. Итоги работы комсомольского актива печатались в газете «ЗИК» под специальной рубрикой «Секрет успеха - в организации рабочего времени». Усиление внимания к самостоятельной работе студентов принесло свои плоды: весной 1937 года количество неудовлетворительных оценок резко сократилось - процент чистой сдачи достиг 90 процентов.

 

Прием новых абитуриентов в 1938 году проходил более слаженно. Пять ведущих профессоров выехали в города Уральского региона, в отделы народного образования и школы были отправлены 4000 рекламных листовок. К участию в этой большой работе был привлечен и комсомол. Студенты, отъезжавшие на практику и каникулы, брали рекламные листовки с собой и распространяли их в школах и на заводах.

 

К новому приему комсомольцы оформили главный корпус, организовали круглосуточные дежурства на вокзале для встречи будущих студентов, помогали с оформлением документов, выдавали расписание вступительных экзаменов и проводили с абитуриентами массовые мероприятия. Для приезжавших мест в общежитиях не хватало, но комсомол помог и тут - было решено разместить 600 абитуриентов в учебном корпусе. По инициативе комсомола была создана ремонтная бригада из 70 студентов, которые в короткий срок сделали учебный корпус пригодным для проживания. Было тесно, мало тумбочек и постельных принадлежностей, но дружеская обстановка скрадывала все неудобства быта. Большая работа обеспечила успех: на 1250 мест было подано 2000 заявлений.

 

Это был первый в истории института конкурс, который позволил отобрать лучших, что, в свою очередь, обеспечило повышение успеваемости в новом учебном году. Совершенствуя формы и методы борьбы за качество знаний, комсомольская организация института добилась выполнения задачи, поставленной партией, - готовить квалифицированных специалистов для социалистической промышленности.

 

Втузгородок

 

Строительство Втузгородка началось в 1929 году. Предполагалось на окраине города, представлявшей собой лесной массив на заболоченных местах, построить учебный корпус, студенческие общежития и жилые дома для профессорско-преподавательского состава. Общежития предполагалось сделать комфортными для проживания: обеспечить их прачечной, парикмахерскими, банями, электроосвещением, мебелью, красными уголками, радиоузлом. Большую роль в создании втузгородка сыграли директор института А.С. Качко (возглавил институт в 1937 году) и известный уральский архитектор К.Т. Бабыкин.

 

При активном участии студенческих бригад, которые возглавили комсомольцы, в 1929 году были построены первый и второй учебные корпуса. К 1933 году были введены в эксплуатацию 8 студенческих общежитий. В октябре 1934 года по студенческим общежитиям был проведен рейд под девизом «Окружить студента вниманием и заботой». Картина была неприглядной: не хватало матрацев, стульев, столов, отсутствовали вешалки. Например, в восьмом студкорпусе, где жили энергетики и механики, на 900 человек приходилось 350 простыней, 225 наволочек, 300 одеял. Санитарное состояние корпусов было неудовлетворительным.

 

На весь студкорпус было выписано по одному экземпляру газет «Уральский рабочий», «Правда» и «Известия». Низкой была и культура. Имелись случаи пьянства, не чурались некоторые студенты и карточных игр. Положение было настолько серьезным, что вопросами улучшения быта студентов и преподавателей УИИ занялись Уралобком ВКП(б) и экономсовет СНХ СССР, оказав соответствующую финансовую помощь. В институте были созданы культбытсоветы, ответственные за проведение всей массово-политической работы в общежитии.

Они были подчинены комитету ВЛКСМ.

м. юрьев

 

Подлинно массовым комсомольским движением становится борьба с пьянством. «Для нас борьба с алкоголизмом - это, прежде всего, борьба за новые отношения, за новый быт», - говорил на первой областной конференции вожак комсомолии УИИ М. Юрьев. Партийно-комсомольские собрания, товарищеские суды рассматривали поведение в быту отдельных студентов, вынося самые суровые наказания, вплоть до исключения из комсомола и института. В 1935 году своими силами комсомольцы радиофицировали все студенческие корпуса, установив 1500 радиоточек. Спустя два года появилось местное вещание через радиоузел Втузгородка. Были открыты 4 парикмахерские, строились баня и прачечная.

 

В середине 30-х годов первые построенные общежития нуждались в срочном ремонте. Для оказания помощи строителям в ремонте Втузгородка инициативная группа комсомольцев своим трудом показала пример ударной работы. Комсомольцы наладили выпуск газеты «Молния», вызвали на соревнование бригаду молодых рабочих. Многие студенты, влившиеся в ряды строителей, выполняли свои обязательства на 140-150 процентов. Весной 1935 года состоялся комсомольско-профсоюзный актив института, принявший решение о благоустройстве городка. Летом студенты общетехнического факультета приступили к работе: выкорчевали пни, вывезли мусор, разбили газоны, скверы, посадили деревья.

 

В 1937 году началось строительство объекта, названного студентами «перемычка». Она соединяла блоки строительного и энергетического факультетов. По плану в «перемычке» должны были разместиться актовый зал и его фойе, библиотека, вестибюль. На объекте трудились ударные комсомольские бригады, руководил которыми непосредственно комитет ВЛКСМ.

 

Ход работы регулярно освещался в периодической печати. «Перемычка» была сдана в срок, а к 1 мая 1940 года была закончена отделка актового зала и фасада УИИ, на которых вдохновенно трудились студенты-архитекторы. Так появилось здание главного учебного корпуса.

 

перемычка

 

Через год оно привлекало взоры всех жителей города. Как оно выглядело, свидетельствуют воспоминания И.М. Савельевой (Вялых), учившейся в институте с 1941 по 1946 годы: «Уже из центра города вижу величественное, гордо возвышающееся, с колоннадой здание - Храм Науки! Дух захватывает! Сажусь в трамвай, еду к институту. Улица Ленина заканчивается далеко до нынешней Восточной улицы. За мостом - пустырь, справа - болотистая местность (продолжение ул. Ленина впоследствии строили пленные немцы). Трамвай идет только до института, чуть правее - трамвайное кольцо. От остановки идет дорожка и упирается, перед парадным входом в институт, в огромную скалистую гору метра два высотой, которая не поддалась механизации строителей и которую впоследствии долбили кирками студенты.

И.м. савельева

 

Но участок механического факультета оказался самым «упорным». Долго стоял неприступным «Пик механика»,  как в шутку его называли студенты. И только подрывникам удалось разрушить неприступную скалу. Вначале были построены первый и второй учебные корпуса, и лишь незадолго до 1941 года была закончена, как тогда называли, «перемычка», соединившая эти два корпуса.

 

В великолепие этого сооружения вложил всю душу директор института Аркадий Семенович Качко. За это он «схлопотал» выговор от Государственной приемной комиссии. Но он не очень огорчился:

 

Выговора даются и снимаются, а красота остается навечно!

 

строительство перемычки закончено!

 

Итак, вхожу в вестибюль, залитый солнечным светом из окон и светильников с потолка. У окон справа и слева - великолепные свободные раздевалки с барьерами из светло-коричневого полированного дерева. С двух сторон у колонн - огромные трехметровые трюмо в резных деревянных рамах. Посредине скульптура С.М. Кирова приветствует входящих. В нишах задней стены - скульптуры студентов.

 

Торжественная,

функциональная, целесообразная красота!

 

В голову не могла прийти мысль, чтобы перешагнуть порог вестибюля в шапке! Вот где начинается воспитание культуры! Поднимаюсь в фойе. Паркет сияет солнечным светом - разве можно по нему пройти в неначищенных ботинках?! Опять воспитание красотой. Сияющие свежей полировкой колонны, антресоли, расписной потолок и люстры потрясали воображение!

 

Да, это был настоящий Храм Науки!

 

Комсомол отметил двадцатилетие. В преодолении неимоверных трудностей, физическом перенапряжении сил выковывался характер молодых строителей социализма, укрепилась уверенность в жизненности социалистических идеалов. Внося вклад в решение исторических задач, они учились коллективизму, взаимовыручке, овладевали новой техникой. Комсомол выступил инициатором социалистического соревнования и ударничества. Выдвинул боевой организационный лозунг:

Ни одного комсомольца без среднего образования.

 

Умело боролся за качество учебы. Он являлся проводником интернационализма в Красной Армии и на Красном Флоте.

Шефствовал над электрификацией страны. Участвовал во всех стройках пятилеток.

Вместе со всем народом молодежь изменяла мир, создавая новую,

социалистическую историю.

Нелегкий и напряженный труд пролетарской страны

"от мала до велика" открывал перед всей молодежью свободный и широкий путь

к развитию личной культуры.