Предисловие
В далеком 1918 году на Первом Всероссийском съезде союзов рабочей и крестьянской молодежи был образован Российский коммунистический союз молодежи (РКСМ), в 1924 году ставший Ленинским, а с 1926 года - Всесоюзным. Вся последующая биография этой самой массовой молодежной организации в мире была связана с советским периодом в истории нашей страны. Годы первых пятилеток, когда создавалась промышленная мощь государства, трудные годы Великой Отечественной войны, ликвидация послевоенной разрухи, освоение целины и покорение космоса, строительство мощнейших гидроэлектростанций, Байкало-Амурской магистрали - всё это этапы славного пути, пройденного комсомольцами вместе со всем народом. С комсомолом, его славной историей неразрывно связаны биографии многих людей.
В его рядах школу жизни прошли почти 200 миллионов человек. Комсомол УПИ всегда был авангардом студенчества. Комсомольская организация института была самой крупной и результативной в области, одной из самых авторитетных в стране. На её счету тысячи полезных начинаний и дел, часть из которых золотыми буквами вписана в историю нашего вуза. Студенческие строительные отряды, построившие сотни объектов не только в Свердловской области и в Казахстане, но и в Магаданской и Курганской областях, в Карелии, Эстонии и Чехословакии, фестивали «Весна УПИ», ставшие самыми крупными студенческими фестивалями страны, традиционные эстафеты на призы газеты «ЗИК», майские прогулки и многое другое, рожденное творчеством молодых много лет тому назад, и сегодня является отличительной чертой нашего института.
Юбилей для многих поколений людей - это возможность вспомнить годы молодости, связанные не только с самыми яркими, эмоциональными событиями в жизни, но и с периодом становления основных черт характера, которые определили всю последующую жизнь. Юбилей предоставляет возможность ещё раз, уже с позиции прошедших лет, взглянуть на прошлое нашей страны, отделив настоящее от наносного, понять, что комсомол был общностью творческих, энергичных, имеющих активную жизненную позицию молодых людей, неравнодушных к судьбе своего Отечества. В истории комсомола отразилась целая эпоха - величественная и трагическая, наполненная взлётами и болезненными падениями, высокими помыслами, беззаветной верой и разочарованиями. Было всё, как в жизни... Родина по достоинству оценила роль Ленинского комсомола в построении общества социальной справедливости.
На Красном Знамени ВЛКСМ - шесть высоких наград:
В 1928 году комсомол награждён Орденом Боевого Красного Знамени
за героизм молодёжи в годы гражданской войны;
В 1931 году комсомол награждён Орденом Трудового Красного Знамени
за ударный труд и победы в соцсоревновании;
В 1945 году комсомол награждён Орденом Ленина
за выдающиеся заслуги перед Родиной в годы Великой Отечественной войны;
В 1948 году комсомол награждён Орденом Ленина в честь 30-летия
и за заслуги в восстановлении разрушенного войной народного хозяйства;
В 1956 году комсомол награждён Орденом Ленина за освоение целинных земель;
В 1968 году комсомол награждён Орден Октябрьской революции
за заслуги по воспитанию молодёжи.
Комсомол - часть жизни народа и общества, многих поколений наших людей, реальность, которую нельзя не учитывать. Ведь разве можно не уважать память предков: прадедов и дедов, отцов и матерей своих? Авторы благодарят всех принявших участие в подготовке юбилейной книги и, прежде всего, тех, кто прислал нам свои воспоминания. Авторы также признательны работникам музея УГТУ-УПИ Шатон Ю.Б. и Кашиной И.А., предоставившим фотографии и исторические материалы о комсомольской организации. Авторы благодарны Старцеву B.C. и Петрову В.А. (центр АВТП), оказавшим неоценимую техническую поддержку.
Исторический план.ru. Двери в неведомое.
Еще в период Революции 1905 года В. И. Ленин поставил вопрос о формировании
молодежной организации в России как резерва партии.
Большевики вели неустанную работу с молодежью на заводах и фабриках, в деревнях, в легальных обществах, воскресных школах, в солдатских казармах, в нелегальных кружках, боевых дружинах. В результате деятельности большевиков было подготовлено широкое пролетарское юношеское движение. После победы Февральской буржуазно-демократической революции 1917 года на заводах и фабриках Петрограда, Москвы и других промышленных центров стали возникать кружки, а затем и союзы рабочей молодежи. Молодые пролетарии объединялись для борьбы за свои политические и экономические права под лозунгами большевиков. В высших учебных заведениях большевистские организации активно пропагандировали идеи марксизма.
Иные политические организации также стремились подчинить своему влиянию молодежь (такие как «Земля и воля», «Труд и свет», «Маяк», «Югенд бунд» и другие, также стремились). Каждое из политических движений понимало, как важно вовлечь в свои ряды молодые кадры. Это кардинальным образом могло определить будущее России. Идеи, цели большевиков, как нам известно, оказались более понятными и близкими молодежи. Под их руководством союзы молодежи были созданы во всех промышленных районах страны: в Харькове, Ростове-на-Дону, Златоусте, Уфе, Челябинске, Екатеринбурге, Перми, Луганске и других городах.
Седьмого (20) июня 1917 года в «Правде» был опубликован примерный устав Союза рабочей молодежи России, составленный Н. К. Крупской. Молодежь активно участвовала в Великой Октябрьской социалистической революции, которая произвела коренной перелом в судьбах молодого поколения России. В революции они видели свет надежды, источник глубоких и благотворных для мира перемен. Грандиозный социальный эксперимент в стране поставил задачу создания единой молодежной организации, призванной вовлечь молодое поколение в строительство нового социалистического общества, в котором были бы все равны и не было бы места враждебным классам. Первый Всероссийский съезд союзов рабочей и крестьянской молодежи, состоявшийся 29 октября 1918 года, объединил разрозненные союзы в общероссийскую организацию с единым центром, работающую под руководством РКП(б). На съезде были приняты основные принципы программы и устав Российского коммунистического союза молодежи (РКСМ). День открытия съезда стал днем рождения комсомола.
В папахе и обмотках
на съезд на первый шел решительной походкой российский комсомол.
Его не повернули
истраченные зря ни шашки
и ни пули того офицерья.
Лобастый и плечистый
от съезда к съезду шел дорогой коммунистов рабочий комсомол.
Он только правду резал,
одну ее он знал, ночной кулак обрезом
его не задержал.
Он шел не на потеху в победном кумаче.
И нэпман не объехал его на лихаче.
Ему бывало плохо,
но он упрям и зол, не ахал и не охал, товарищ комсомол.
Тогда еще бездомный
с потрескавшимся ртом, сперва он ставил домны, а домики - потом.
По правилам науки
крестьянско-заводской его пропахли руки железом и землей.
Веселый и безусый по самой сути свой,
пришелся он по вкусу
Отчизне трудовой.
Я. Смеляков
Была создана молодежная организация нового типа - коммунистическая по целям и задачам, классовая по характеру, самодеятельная по принципам своей работы. В системе государства диктатуры пролетариата она обеспечивала роль «приводного ремня», связывающего партию с самыми широкими слоями молодежи, стала проводником партийного влияния на массы, резервом Коммунистической партии.
РКСМ был активным участником Гражданской войны; он провел три всероссийские мобилизации на фронт. В борьбе против интервентов, белогвардейцев и бандитов участвовало до 200 тысяч комсомольцев. Вспоминая суровые героические годы гражданской войны, писатель-большевик Николай Островский писал:
- Вместе с комсомольским билетом
мы получали оружие и двести патронов.
Тяга молодежи на фронт была так велика, что во многих комсомольских организациях это право получал лишь тот, кто вытягивал жребий. Многие организации в полном составе уходили на фронт.
Центральный комитет РКСМ, стремясь сохранить работоспособность местных организаций, вынужден был даже принять специальное решение, которое запрещало поголовный уход комсомольцев на фронт. Самоотверженно боролись комсомольцы в тылу врага. В Одессе комсомольское подполье насчитывало свыше 300 человек, в Риге - около 200 человек, подпольные комсомольские группы действовали в Екатеринодаре, Симферополе, Ростове-на-Дону, Николаеве, Тбилиси и других городах.
Много комсомольцев пало
смертью храбрых в боях за защиту
завоеваний Октябрьской революции.
Век двадцатый, год двадцатый.
Объясняю обстановку: Все на фронт
ушли ребята, закрывается райком...
Получили дьяволята Комсомольскую путевку!
И винтовку со штыком...
Е. Долматовский
Несмотря на огромные жертвы, которые комсомол нес на фронтах, численность его неустанно увеличивалась. В ознаменование боевых заслуг на фронтах Гражданской войны против войск генералов А. Колчака, А. Деникина, H. Юденича, П. Врангеля и белополяков комсомол в 1928 году постановлением Президиума ЦИК СССР был награжден боевым орденом Красного Знамени.
После победы в Гражданской войне в бывшей Российской Империи образуется властный вакуум - нет государственных органов, способных эффективно вести борьбу с преступностью, организовать сбор налогов, обучение, пропаганду, государственное управление, научную деятельность. Нет квалифицированных специалистов. Целенаправленными ударами разрушалась бывшая основа государственной идеологии - церковь, население теряет идеологическую ориентацию. На руках населения остается несколько миллионов единиц огнестрельного оружия. Миллионы обедневших людей узнали, что такое кровь и смерть. Четыре миллиона детей, потерявших родителей, немалое количество которых вырастут жестокими и безжалостными. Именно они дадут основной вклад в молодежную преступность начала 20-х, выросшую тогда в несколько раз. Власть в этот период окажется не в руках центрального правительства, а в руках малозависимых от центра бывших красных командиров и массы шедших во власть проходимцев.
«Хозяевами» становятся стремительно формирующиеся партийные группировки. Самой значительной фигурой был Л. Троцкий и формирующийся вокруг него клан. Другую сильную группировку возглавлял Я. Свердлов. На Урале после Гражданской войны остались разоренные колчаковцами крестьянские хозяйства и разрушенные предприятия. Инспектирующий состояние промышленности Урала А.А. Андреев отмечал: «не работало ни одного завода, ни одного рудника, ни одной доменной печи».
Грамотность уральского населения была ниже, чем в среднем по России. Екатеринбургская губерния по уровню грамотности находилась на 28 месте. Свыше 80 процентов всех уральских крестьян были неграмотными. Советской республике предстояло в короткие исторические сроки преодолеть массовую неграмотность и подготовить многочисленные кадры специалистов, преданных делу социалистического строительства. Имеющаяся сеть высших учебных заведений была крайне недостаточной, к тому же большинство институтов было сосредоточено в нескольких крупных городах. В Екатеринбурге работал лишь один - Горный институт. При бегстве колчаковцев с Урала часть профессоров, захватив оборудование, эвакуировалась на восток. На Дальнем Востоке был даже открыт «Уральский горный институт».
ВПЕРЕД, ЗАРЕ НАВСТРЕЧУ, ТОВАРИЩИ В БОРЬБЕ! ШТЫКАМИ И КАРТЕЧЬЮ ПРОЛОЖИМ ПУТЬ СЕБЕ.
В октябре 1920 года состоялся III съезд PKCM. Программным документом для комсомола стала знаменитая речь В.И. Ленина на съезде «Задачи союзов молодежи», в которой была поставлена задача «...Помочь партии строить коммунизм и помочь всему молодому поколению создать коммунистическое общество». Руководствуясь этим документом, все свои усилия комсомол направил на восстановление разрушенного в годы Гражданской войны народного хозяйства. Юноши и девушки участвовали в восстановлении заводов Петрограда, Москвы, Урала, шахт и заводов Донбасса, железных дорог страны. Комсомольцы оказывали содействие Советской власти в борьбе со спекуляцией, вредительством, бандитизмом. Из коммунистов и комсомольцев были сформированы части особого назначения.
Столько дела. И каждое нужно. Нужно ведь и себе и всем:
Пусть порою ложишься без ужина - ты в работе. Ты в РКСМ.
Пусть язык у кого-то клейкий, кто-то глупый зовет треплом,
Знают все, что не только к ячейке, Каждый к миру теперь прикреплен.
А. Безыменский
Энергия и энтузиазм комсомольцев проявлялись и в культурно-просветительской работе.
Комсомол возглавил ликбез и выдвинул тысячи избачей и селькоров. Десятки селькоров были истреблены кулаками. На селе появились клубы, избы-читальни, в которых и велась культурно-просветительская работа: распространялись книги, газеты, журналы, плакаты, листовки, проводились лекции, разъясняющие политику партии и Советской власти.
смелей вперед, и тверже шаг, и выше юношеский стяг!
В 1920 году по инициативе комсомола были созданы школы фабрично-заводского ученичества для подготовки квалифицированных рабочих и рабочие факультеты (рабфаки) для подготовки рабочей молодежи к поступлению в вузы. В мае 1922 года была создана пионерская организация, руководить которой поручила партия комсомолу. В июле 1924 года РКСМ было присвоено имя В.И. Ленина. В связи с образованием Союза ССР комсомол в марте 1926 года был переименован во Всесоюзный Ленинский Коммунистический Союз Молодежи (ВЛКСМ). Принципом организационного строения ВЛКСМ являлся демократический централизм.
Основа организационного строения - первичные организации.
Вся работа Союза молодежи осуществлялась через первичные организации. Здесь происходило политическое воспитание юношей и девушек, утверждалась коммунистическая мораль, формировалась активная жизненная позиция, обеспечивалось участие каждого комсомольца в созидательном труде советского народа. Первичные организации ВЛКСМ создавались на предприятиях, в колхозах, совхозах, учебных заведениях, учреждениях, частях Советской Армии и флота. Высшим руководящим органом ВЛКСМ являлся Всесоюзный съезд. Всей работой Союза молодежи руководил между съездами Центральный Комитет ВЛКСМ.
VII съезд ВЛКСМ, состоявшийся в марте 1926 года, мобилизовал силы комсомола на осуществление решений XIV съезда партии, сосредоточившего внимание трудящихся на задачах реконструкции народного хозяйства. XIV съезду предшествовала острая политическая борьба, связанная с крутым поворотом в социально-экономической политике. Она базировалась на концептуальном подходе И.В. Сталина к строительству социализма как кратковременной фазе развития, за которой должен был последовать коммунизм. Эта экономическая политика квалифицируется историками и публицистами как «большой скачок».
Политика «большого скачка» предусматривала перевод экономики и общества в сжатые сроки в новое качественное состояние. Среди партийных работников некоторые считали, что И.В. Сталин в своих практических шагах отошел от ленинской концепции социализма и, узурпировав политическую власть, совершил контрреволюционный переворот. В 20-е годы в ВКП(б) существовал так называемый «Троцкистско-Зиновьевский оппозиционный блок». Взгляды оппозиционеров не были действительно большевистскими, впрочем, как и меньшевистскими. Фракции и группировки несли в себе огромный положительный заряд, фракционные выступления гарантировали преодоление одностороннего подхода всем принимаемым решениям. Но когда встала дилемма: либо единство партии, либо фракции и группировки, не согласные с проводимой И.В. Сталиным политикой, - вопрос был решен однозначно и бесповоротно. 14 июля 1926 года был созван Пленум ЦК и ЦКК, на котором был поставлен вопрос об оппозиционной группе. Пленум затянулся на неделю. Прения были настолько остры, что не выдержал напряжения Ф.Э. Дзержинский, умерший после своего страстного выступления. В конце концов, И.В. Сталину удалось одержать победу и удержать за собой большинство в ЦК.
Двадцатые годы...
время тревог и надежд...
31 декабря 1922 года был создан Союз Советских Социалистических республик.
Экономика СССР развивалась динамично. Политический режим стабилизировался.
Рабочие поддерживали Советскую власть, считая ее своей. Крестьянство в целом относилось к Советской власти лояльно. В стране осуществлялись социальные программы в интересах рабочих и крестьян.
Действительность 20-х годов была контрастна. Модерн в архитектуре сочетался с миллионами серых, унылых, грязных лачуг. Начавшаяся культурная революция проводилась на фоне грязных городов, проплеванных деревянных мостовых, густого мата, беспризорности, проституции, азартных игр. Гигантские исторические стройки (Кузнецкстрой, Днепрогэс, Турксиб) соседствовали с отсталостью, патриархальщиной, полудикостью и самой настоящей дикостью. Феноменом 20-х годов стал мощный духовный и культурный подъем.
В историю отечественной и мировой культуры это десятилетие вписало одну из самых ярких страниц. Вот только литературные имена: Б. Пастернак, М. Булгаков, В. Маяковский, С. Есенин, А. Ахматова, M. Шолохов, Л. Леонов, И. Эренбург, Ю. Олеша, И. Бабель, О. Мандельштам, M. Зощенко. Были созданы произведения, которые сегодня по праву занесены в сокровищницу мировых шедевров. Их влиянию «все возрасты покорны».
Для молодежи своим, «комсомольским поэтом» был А. Безыменский. Его знали и ценили самые широкие слои комсомола. В каждой его строчке чувствовался сознательный и активный передовой боец пролетарской революции. А. Безыменский готов на самые суровые меры, но он ни на минуту не забывал о том, что кровавые страдания периода диктатуры - это только ступеньки к светлому, радостному веку коммунизма.
В поход за знаниями
Советская высшая школа формировалась в тяжелейших условиях интервенции, разрухи и голода.
Первым шагом Советской власти в этом направлении стало принятие 2 августа 1918 года декрета «О правилах приема в высшие учебные заведения РСФСР», разработанного под руководством В.И. Ленина. В этом ленинском документе особо подчеркивалось, что в вузе «на первое место, безусловно, должны быть приняты лица из среды пролетариата и беднейшего крестьянства, которым предоставлены в широком размере стипендии».Опорой партии в решении задачи революционного преобразования высшей школы стали вузовские комсомольские организации. Первым шагом в перестройке вузов стало создание кадров пролетарского студенчества. Одновременно с пролетаризацией старых вузов Советское правительство открывает новые учебные заведения.
24 марта 1920 года вышло постановление Совета народных комиссаров о срочном выпуске инженеров на Урале. А 31 марта в адрес руководства Первой трудовой армии, дислоцировавшейся в Екатеринбурге, пришла телеграмма от В.И. Ленина с заданием выпустить первых специалистов к 1924 году. 19 октября 1920 года был подписан Декрет Совета Народных Комиссаров «Об учреждении Уральского государственного университета в Екатеринбурге». Университет представлял собой многоотраслевое высшее учебное заведение с техническими, гуманитарными институтами и рабфаком. В его составе начал работать политехнический институт - к занятиям приступили 356 студентов. Размещался институт в разных частях города, учились в помещениях бывших магазинов, складов, сараев и даже в женском епархиальном училище. Преподаватели и студенты жили в нескольких купеческих особняках. Вот выводы, сделанные первым секретарем Уралобкома И.Д. Кабаковым при инспектировании института:
УПИ разбросан в девятнадцати домах, и каждый факультет ютится в лачуге.
Нет обстановки, нет учебного оборудования, нужда лезет из всех щелей.
Новое студенчество формировалось преимущественно с помощью рабфаков. Приток пролетарской молодежи стал не только важным фактором формирования социалистической интеллигенции, но и непременным условием революционного преобразования высшей школы.
Осенью 1920 года на рабфаке была создана небольшая комсомольская ячейка, которая к концу 1922 года насчитывала 301 человек. Вот некоторые фрагменты из воспоминаний бывших рабфаковцев.
В. Константинов:
Для рабочего парня того времени учеба на рабфаке казалась величайшим, невероятным счастьем...
Совсем недавно мы и не помышляли об образовании: господа доказывали, что учиться могут только они, люди «белой кости» и «голубой крови»... Кажется, учился бы сутки напролет на черном хлебе и воде...
На рабфаке
Студент - рабочий», № 3, 1923 год
Авангард рабочей молодежи - комсомол - год за годом вливается в рабфаки. В большинстве своем испытанные в революционной борьбе комсомольцы с жадностью стали поглощать науку. Они пошатнули старые студенческие традиции, всколыхнули болото мещанства в вузах. Комсомольская организация должна поставить себе задачу: сохранить чистой, живительной комсомольскую струю в общестуденческой массе, предохранить ее от случайных попутчиков. Поэтому к приему студентов в комсомол надо отнестись чрезвычайно осторожно, вести борьбу с академизмом, аполитичностью, помогать в борьбе с неуспеваемостью.
П. Быков:
Рабфаковец получал 1 фунт хлеба на день, обед из конины или селедки.
Единых программ и учебников не было. Занимались в холодных зданиях... По воскресеньям ходили на субботник по очистке города, заготовляли дрова...В каждой учебной группе выбирался президиум. Он следил за учебной дисциплиной, проводил учет и контроль успеваемости студентов... Рабфаковцы участвовали в разработке учебно-программных вопросов в предметных комиссиях.
РАБФАКОВЦЫ ТЕХ ЛЕТ
Традиционный профессорско-преподавательский состав (его часто называли реакционным) выступал против такой формы обучения: «Шуму много, толку нет - вот рабочий факультет». Их поддерживала и часть студентов - в знак протеста они носили старую форму, обращались друг к другу «господа». Профессор Е.И. Крылов, впоследствии ставший первым деканом физико-технического факультета, вспоминал: «Хорошо запомнилась особая революционная настроенность уральского студенчества. Был даже такой случай: когда в институтскую столовую вошел студент Мочалов, одетый в форменную студенческую тужурку, возмущенная молодежь увидела в этом проявление приверженности к старым порядкам и выставила виновника из столовой».
В 1925 году 40 процентов из всех принятых в политехнический институт составляли рабфаковцы. Большинство из них еще в 1917 году имело за плечами пятнадцатилетний опыт жизни, работало за плугом и у станков, беспризорничало, участвовало в четырехлетней Гражданской войне, но, закончив ее, немедленно вступило в борьбу, которая требовала гораздо больше интеллектуальной энергии, чем война с винтовкой в руках. Самостоятельная комсомольская организация в политехническом институте, объединявшем технические факультеты, была создана осенью 1922 года. 17 сентября состоялось первое комсомольское собрание, на котором присутствовали 14 членов PKCM, представители от бюро PKCM рабфака и райкома комсомола. Собрание постановило создать самостоятельную комсомольскую ячейку политехнического института. Было избрано первое бюро комсомольской организации в составе В. Филатова, П. Быкова, Г. Луканина, В. Попова, Е. Ершовой. 17 декабря 1922 года образование ячейки комсомола политехнического института было утверждено на заседании бюро PKCM университета.
Николай МОРОЗОВ
Иван ГУСЕВ
Секретарем комсомольской организации политехнического института стал Владимир Филатов, 1901 года рождения, из рабочих, член ВЛКСМ с 1919 года. Учился на металлургическом факультете. После окончания института работал в «Гипромезе», на «Магнитке», в Госстрое СССР. Впоследствии его сменил на этом посту Николай Морозов, 1901 года рождения, участник Гражданской войны. Осужден и расстрелян в 1938 году.
С первых дней комсомольская организация института проявила большую активность. Комсомольцы не только организовывали марксистские кружки, экскурсии и общества борьбы с табаком, но и участвовали в подборе преподавателей. За шесть месяцев 1923 года был выпущен студенческий журнал «Красный студент», поставлен спектакль-концерт в пользу флота, организованы экскурсии на предприятия. На деньги членов РКСМ было приобретено Красное Знамя.
На лето все отъезжающие комсомольцы получили задание по общественно-политической практике.Всестороннюю помощь комсомольская организация оказывала продвижению рабочих в ВУЗ. Для этого на предприятиях для них были организованы подготовительные курсы.
Осенью 1924 года были объединены комсомольские организации политехнического института и рабфака. Возглавил организацию Иван Гусев, 1903 года рождения, из рабочих, член ВЛКСМ с 1921 года. Учился на металлургическом факультете. После окончания института работал в УФАНе. 15 мая 1925 года постановлением СНК РСФСР университет, в котором остались только технические факультеты, был переименован в Уральский политехнический институт. Комсомольская организация УПИ к концу 1925 года насчитывала в своих рядах 682 комсомольца, из которых 50 процентов составляли рабочие от станка. В 1926 году сложилась организационная структура комсомольской организации: на факультетах были созданы ячейки, возглавляемые бюро. Последние, в свою очередь, работали под руководством бюро вуза. Секретарями факультетских ячеек были избраны: на химическом - С. Замотаев, на горном - В. Зыков. Одновременно во всех учебных группах избираются групповые комсомольские делегаты.
На практике
Студент - рабочий, № 8, 1924 год
250 студентов технических факультетов поедут скоро на производственную практику.
«Зачем?», «Для чего?» спросят, быть может, многие. «Не ищут ли здесь студенты заработка?» «Не из праздного ли любопытства?»
- Нет. От производства - к науке, от науки - к производству. Вот лозунг, который руководит студенчеством.
Большая часть студенчества помнит и знает, что в стены вуза она попала только благодаря Великому Октябрю. А потом они будут красными инженерами-общественниками. Будущий красный инженер должен быть душой предприятия, той культурной движущей силой, которой у нас сейчас мало. Будем же смотреть на летнюю практику студентов как на нашу первоочередную и важную задачу
Шефство
Студент - рабочий, № 3, 1923 год
Комсомольская ячейка технических факультетов взяла шефство над ячейкой РКСМ электростанции «Луч». Конкретно шефская работа должна выражаться в руководстве кружковыми работами в обеспечении ее постоянными докладчиками на политические и естественнонаучные темы и вообще в поднятии политико-просветительной работы. На днях была прочитана первая лекция на тему «Происхождение человека», заинтересовавшая большинство слушателей.
В 20-е годы зародились первые студенческие научно-исследовательские кружки.
Как складывалась научная работа в институте в те годы? Сведения достаточно скудные. Но яркие воспоминания, написанные еще в 1973 году, нам оставил Китаев Борис Иванович (1908-1983 г.г.) доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой металлургических печей с 1946 по1979 год. «По комсомольской линии занимался студенческим научно-исследовательским кружком. Цель кружка - объединить студентов, которые изучали именно технику. Надо особо учитывать, что в то время техника, доставшаяся нам от старого уклада царских времен, была очень примитивная. И, конечно, она не удовлетворяла даже нас студентов, которые еще мало разбирались в технике. Поэтому основная работа научно-технического кружка заключалась в следующих элементах.
Во-первых - организовывать доклады ведущих старых инженеров, работающих на Уральских заводах, которые в это время были переведены на работу в Совет Народного Хозяйства Урала. Это были инженеры, грамотные технически и, надо сказать, вообще образованные люди. Они частенько выступали на наших заседаниях и делились своими впечатлениями, рассказывали о перспективах.
Второй момент работы в научно-технических кружках заключался в том, что организовывались доклады профессоров. Например, мне запомнилось интересное заседание научно-технического кружка. Один из докладов профессора И.А. Соколова был посвящен реконструкции доменных печей старых уральских заводов. В реконструкции профессор Соколов принимал самое деятельное участие. Нужно отметить, что уже в это время началось становление уральской промышленности с введением разных новшеств. Второй очень интересный доклад-сообщение на нашем кружке - это доклад ныне академика И.Я. Постовского, который в то время вернулся только что из-за границы и делал двухчасовой доклад о развитии химических наук за рубежом. Помню, зал был переполнен. Были и студенты, и преподаватели.
Заседания научно-технического кружка -это не просто так: сделали доклад, послушали и разошлись. Заседания всегда носили несколько дискуссионный характер. Наиболее запомнившееся заседание было примерно в 1927 году, когда шла борьба между старой и новой наукой по проектированию нагревательных печей. Старая наука говорила, что газы в печах должны находиться как можно дольше, движение газов должно быть ламинарным. Поэтому конструкция печей отличалась тем, что своды были очень высокие.
Новое направление возглавлял Доброхотов Николай Николаевич, впоследствии академик Украинской АН. Спор был между профессором Н.Н. Доброхотовым и профессором В.Е. Грум-Гржимайло. В.Е. Грум-Гржимайло поддерживал свои, так сказать, старые научные взгляды. Дискуссия была очень острая. Мы, студенты, прослушав лекции Н.Н. Доброхотова, уже разбирались в законах движения газов. Поэтому всегда были на стороне последнего, который говорил, что газы должны работать, должны быстро проходить через печи, отдавать свое тепло, чтобы быстрее нагревался металл. Впоследствии, как показала жизнь, конечно, это передовое направление, передовая теория получила полностью права гражданства. Конечно, наука В.Е. Грум-Гржимайло, его гипотезы в свое время были прогрессивными, и его труды были переведены на многие языки мира. Следующий момент работы научно-технических кружков - это издание учебных и не учебных пособий. Не было еще таких государственных издательств, какие мы имеем сегодня, поэтому необходимые учебники издавались научно-техническим кружком. Для этого кружок имел свою специфическую стеклографическую мастерскую.
Студенты, обладающие красивым, четким почерком, писали и переписывали материалы, которые передавали им преподаватели, оформляли их, а затем учебники размножались в сравнительно больших количествах до сотни экземпляров в стеклографической мастерской. Эти учебники очень много помогали студентам. Вот те основные моменты, которые можно отметить по работе научно-технического кружка. К сожалению, поскольку лабораторий не было, заниматься самостоятельными исследованиями студенты не могли. Эта работа, до некоторой степени, была пассивной, то есть мы воспринимали все то, что было накоплено. Все это передавалось нам ведущими инженерами и профессорами. Вот мы и пользовались передовой литературой, в том числе и заграничной.
Еще один вопрос, который бы я обозначил: студенты - будущие ученые.
Странным покажется сегодня, что в то время кафедры состояли, собственно, из одного заведующего и, может быть, одного ассистента. Итак, кафедры были в составе 1-2 человек. Развитие кафедр шло в направлении привлечения студентов, работавших на кафедрах бесплатно. Начинали работать препараторами, лаборантами, а потом становились ассистентами. Ну, для конкретизации я могу привести такие примеры: чл.-корр. АН СССР, доктор-профессор Чуфаров Григорий Иванович, академик Казахской академии наук Михайлов Владимир Владимирович, Сиунов Николай Сергеевич, Глинков Марк Алексеевич, Руславин Николай Николаевич, Борецкий Александр Александрович, профессор Зубов и ряд других. Они начинали работу на кафедрах «снизу», увеличили состав кафедр и сделали их более-менее работоспособными.
Ну, конечно, это не проходило без некоторых веселых моментов, когда на вопрос студента: «Куда он идет?» Он говорит: «Пошел к Володьке Михайлову сдавать кривые составления состава шихты доменных печей...» Или: «Беляков куда пошел?» - «К Марку, показать расчет печи». Вот из таких Володь и Марков в конце концов получились ведущие ученые. Работали они очень хорошо, много помогали как заведующим кафедрами, так и студентам, поскольку отношение было, конечно, товарищеское».
Итоги обследования студенческой организации Урала
Уральский рабочий, 29 марта 1928 года
Президиум Уралпрофсовета заслушал сообщение члена президиума Центрального бюро пролетарского студенчества об итогах обследования уральской студенческой организации. Особое внимание в докладе было уделено положению в УПИ, где констатирована значительная неупорядоченность учебной жизни, слабая успеваемость студенчества и замедленный выпуск специалистов. Президиум Уралпрофсовета постановил составить докладную записку в соответствующие организации по вопросу о положении с учебной работой в УПИ.
Формирование нового человека
Большую роль в деле коммунистического воспитания молодежи играла комсомольская печать: журналы ЦК ВЛКСМ «Юный коммунист», «Молодая гвардия», «Смена», «Журнал крестьянской молодежи», газета «Комсомольская правда», а также местные газеты. Идеологическая работа широким фронтом охватила студенчество института. Была создана система комсомольского просвещения: политшколы, кружки по изучению произведений В.И. Ленина. Наиболее подготовленные комсомольцы обучались в системе партийного просвещения. Периодически бюро ВЛКСМ проводило политпроверки в форме анкетирования. Любопытно привести некоторые вопросы этой анкеты.
Кроме политпроверок, проводились «политбои», «политвикторины», зачетные вечера членов политкружков комсомольской сети. В 1921 году в учебный процесс были введены дисциплины, формирующие мировоззрение молодежи. Научный минимум, обязательный для преподавания в вузе, включал, в частности, политический строй РСФСР, историю пролетарской революции, исторический материализм, план электрификации РСФСР.
Комсомольская организация уделяла большое внимание воспитанию молодежи в духе пролетарского интернационализма. Ежегодно 15 января в день убийства К. Либкнехта вносился взнос - интернациональный пятак. В 1926 году студенты собирали средства в фонд помощи бастующим английским горнякам, а в 1929 году - пожертвования для газет «Юманите» и «Авангард».
Для анализа международной обстановки изготовлялись карты комсомольского мира: на обыкновенной географической карте мира обозначались комсомольские организации, численность ячеек. Особыми знаками выделялись молодежные союзы, находившиеся на нелегальном положении, и идеологически чуждые организации. Тесная связь установилась между комсомольцами УПИ и комсомольскими организациями Франции. Наши комсомольцы переписывались со студентами Парижского горного института.
В 1925 году в УПИ побывала французская делегация. От имени комсомольцев делегации были переданы подарки - в их числе был гвоздь, которым предлагалось «пригвоздить» буржуазию. В интернациональном воспитании студентов большое значение имели праздники Международного юношеского дня (МЮД) и Коммунистического Интернационала молодежи (КИМ). Праздники, посвященные МЮДу, проводились в первое воскресенье сентября. Начинался праздник с демонстрации, а продолжался спектаклями, концертами. Вечером шли на субботник, а поздним вечером - на карнавал и факельное шествие.
Факельные шествия помнят комсомольцы многих поколений. Это было незабываемое зрелище. Выстраивали колонну, по команде «Поджигай» по улице разливалась «огненная река», поражающая воображение жителей города. Колонну - многоликий единый организм - охватывало чувство глубокой ритмической общности. Скандировались патриотические лозунги, распевались песни. Если попытаться выразить комплекс ощущений, который охватывал молодых людей в колонне, то лучше всего это выразил наш современник М. Веллер: «Мы сильны, молоды, и мы все можем - и сокрушим все, что попытается встать поперек!».
Рождались и другие формы массовой работы. Живая театрализованная газета «Синеблузники» страстно и непримиримо вела борьбу против косности, равнодушия, эгоизма. Студенты вступали в члены многочисленных добровольных обществ: общество друзей воздушного флота, общество добровольного содействия химии и т.п. В 1925 году при институте был открыт клуб, в котором работало 26 кружков художественной самодеятельности. Активными участниками художественной самодеятельности были комсомольцы.
Активную работу по воспитанию студентов проводили печатные органы: общеинститутская газета «Организатор» и факультетские газеты «Красный горняк», «Вагранка», «Рубанок». В молодежной среде борьба против инакомыслия активизировалась в конце 20-х годов. Руководство страны проводило курс на единомыслие, основанное на вере в правильность генеральной линии ВКП(б) по строительству социализма в СССР. Основной политической линией партии в повседневной работе был подъем «боевой готовности рабочего класса против классовых врагов». Этим принципом стали пользоваться все партийные и комсомольские организации, очищая свои ряды от тех оппозиционеров, которые хотели строить социализм иначе, не тем путем и не в той форме, как предлагалось.
Я себя под Лениным чищу, чтобы плыть в революцию дальше.
В. Маяковский
В январе 1926 года на общеинститутском собрании обсуждались итоги XIV съезда партии.
Съезд дал установку проводить в жизнь ленинский курс на индустриализацию страны. Подавляющее большинство комсомольцев осудило попытки оппозиции извратить сущность политики партии, использовать комсомол в своей фракционной борьбе против ЦК ВКП(б). Но нашлись и сторонники оппозиции - студенты горного факультета Лавров, Кузьменко, Мурашов, Перминов. Они распространяли листовки и прокламации, идущие вразрез с линией партии, срывали лозунги и стенгазеты комсомола, выступали с осуждением партийной политики в вузе; в частности, они протестовали против распределения стипендии по классовому принципу.
Новый быт
Студент - рабочий, №2, 1926 год
В начале апреля на общем собрании ячейки комсомола УПИ тов. Бессоновым был сделан обширный доклад на тему о новом быте. Докладчик выставил тезис, что ростки нового быта могут развиться гораздо раньше, чем созданы для них объективные материальные предпосылки, что организованные усилия комсомола могут уже сейчас значительно реформировать быт учащейся молодежи. Не следует только новый быт сводить к одной половой проблеме, как это у нас часто бывает. На самом деле проблема нового быта состоит из ряда проблем, среди которых проблема пола занимает относительно скромное место. На первый план, по мнению докладчика, надо выдвинуть вопросы гигиены труда - умение распланировать свое время, умение отдыхать, умение работать днем, а не ночью и т. д.
Затем следует гигиена жилища - абсолютная чистота в комнатах, свежий воздух; категорическая борьба с курением; с просушкой белья в комнатах и т. д. Гигиена постели, на которой человек проводит 1/3 своей жизни. Уменье работать в кабинете, в библиотеке, в аудитории с тем, чтобы общежитие служило только для сна или отдыха. Гигиена тела. Чистота рук и в особенности ног, чистота половых органов, обтирание, прогулки, физические упражнения. Гигиена костюма, в котором человек проводит 2/3 своей жизни, - уменье держать свой костюм и обувь в чистоте, как это делает европейский рабочий. Гигиена пола, которая сводится к борьбе со скрытием венерических заболеваний, к повышению ответственности мужчины за половую связь, к ознакомлению с мерами, рекомендуемыми Наркомздравом в половом вопросе, и др. Гигиена общественной жизни, - сводящаяся к уменью не мешать работать товарищу, уменье пользоваться словом, не прибегая к матерщине, и уменье держать в чистоте аудиторию, кабинет, уборную и другие места общественного пользования. Доклад тов. Бессонова, сопровождавшийся множеством иллюстраций из студенческого быта, вызвал большой интерес среди комсомола и уже привел в ряде общежитий к устранению отмеченных недостатков.
ЦК ВЛКСМ объявил принадлежность к троцкистской оппозиции и пропаганду ее взглядов несовместимыми с пребыванием в комсомоле и принял меры к очищению его рядов от оппортунистических элементов. Через два года все оппозиционеры на заседании бюро ВЛКСМ института были исключены из комсомола, что фактически вело к исключению из института. Этому предшествовали факультетские собрания, отражавшие революционный пафос и некоторую идейную прямолинейность комсомольцев в отношении к инакомыслящим. Борьба за чистоту идейных рядов, за сплочение комсомольцев в союз единомышленников нашла выражение в такой форме, как чистка рядов. Из комсомольской организации УПИ исключали не только за грубое нарушение комсомольской дисциплины, но и за сокрытие социального происхождения. На многие годы наивысшим критерием оценки личности стала не индивидуальная неповторимость, а приверженность коммунистическим идеям.
Комсомол отметил десятилетие.
По всей стране работали люди, прошедшие комсомольскую школу. Никогда, ни в одной стране молодежь не работала так самоотверженно, с таким энтузиазмом, как она работала в СССР. Очень трудно переоценить эту работу и ту роль, которую сыграл комсомол в общественной и государственной жизни в 20-е годы. Родившись под «вихри враждебные...», за 10 лет своего существования комсомол окреп организационно, прошел школу Гражданской войны и мирного созидания нового общества. На любую работу комсомольцы шли вполне осознанно, понимая, что строят будущее, и что судьба страны во многом зависит от молодежи. На крутом переломе истории, характеризовавшемся переходом от войны к миру, к новой экономической политике, комсомол выдержал экзамен на «социальную зрелость», проявил себя активным участником социалистического строительства, защитником экономических и социальных прав молодежи.
ЛЕНИНСКОМУ КОМСОМОЛУ
Приветствие в день десятилетнего юбилея ВЛКСМ
Привет ленинскому комсомолу в день его десятилетнего юбилея! Ленинский комсомол был и остается молодым резервом нашей революции. Десятки и сотни тысяч лучших представителей молодого рабоче-крестьянского поколения воспитались в рядах комсомола, получили революционный закал и влились в нашу партию, в наши Советы, в наши профсоюзы, в нашу Красную Армию, в наш Красный Флот, в нашу кооперацию, в наши культурные организации - на смену старой гвардии большевиков. Комсомолу удавалась эта трудная задача потому, что он вел свою работу под руководством партии, он умел сочетать в своей деятельности учебу вообще, ленинскую учебу в особенности, с повседневной практической работой, он умел воспитывать молодое поколение рабочих и работниц, крестьян и крестьянок в духе интернационализма, он умел найти общий язык между старыми и молодыми ленинцами, между старой и молодой гвардией, он умел подчинить всю свою работу интересам диктатуры пролетариата и победы социалистического строительства. Только поэтому удалось комсомолу держать высоко знамя Ленина. Будем надеяться, что комсомолу удастся выполнить и впредь свой долг перед нашим и международным пролетариатом.
Двухмиллионному резерву нашей партии, ленинскому комсомолу - привет!
Да здравствует комсомольское племя!
И.в. Сталин
Газета «Правда», 28 октября 1928 г.
Помощь по текущей странице сайта: ОПИСАНИЕ ● УПРАВЛЕНИЕ
Экраны Ваших мониторов разные по размерам и графическому разрешению. Графика страниц сайта создана и протестирована из расчета на мониторы с разрешением от 1280х800 до 2560х1440 пикселей. Для наиболее полного отображения контента на экране Вашего монитора распахните окно браузера на его максимальный экранный размер, нажав на квадратик в правом верхнем углу окна браузера.
Кроме этого для увеличения полезного пространства общего просмотрового окна Вашего монитора на клавиатуре есть клавиша F11, которая убирает с экрана оболочку Вашего браузера, т.е. позволяет использовать на Вашем мониторе полноэкранный режим. Первое нажатие клавиши F11 убирает оболочку Вашего браузера (включает полноэкранный режим), повторное нажатие клавиши F11 восстанавливает её (выключает полноэкранный режим). Это даёт, как минимум, увеличение полезного просмотрового окна на 10-20% от размера экрана.
клавиатурные Клавиши и кнопки управления контентом на странице сайта
По разным, иногда непонятным, причинам бывают и разные случаи разрушения графики и информации сайта на экране. При любом подозрении, что у Вас на экране сайт выглядит как-то не так, как должен бы... нажмите несколько раз клавиатурную клавишу F5 - регенерация экрана и частичная очистка памяти (кэша) браузера.
В тяжёлых случаях может помочь полная очистка кэша браузера. В браузере Mozilla Firefox для полной очистки кэша нажмите одновременно три клавиатурные клавиши Ctrl-Shift-Delete и выберите в выпадающем меню только очистку кэша или полную очистку браузера.
После очистки кэша или полной очистки браузера Вы можете быть авсолютно уверены в том, что видите на экране последнюю отредактированную версию сайта. В других браузерах клавиши вызова аналогичного меню почти те же самые. Если нет - надо "погуглить" и узнать каким образом очищается кэш Вашего браузера.
перемещение в начало и в конец страницы соответственно;
перемещение на один экран верх и вниз страницы соответственно;
перемещение на несколько строк вверх и вниз страницы соответственно.
Кроме клавиатурных клавиш управления контентом страницы в левом верхнем углу страницы под верхним логотипом находятся круглые кнопки управления текущей страницей сайта (слева-направо):
Справа внизу страницы находятся две кнопки управления страницей:
полупрозрачная, не исчезает с экрана при прокрутке - перемещение
в начало (наверх) страницы;
полупрозрачная, не исчезает с экрана при прокрутке - перемещение
в конец (вниз) страницы.
(синий фон страницы) приводит к перемещению
на Главную страницу сайта.
Все кнопки снабжены всплывающими через 2-3 секунды после наведения
на них курсора мыши подсказками.
ПРИЯТНОГО И ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ВАМ ПРОСМОТРА!