За прошедшие со дня празднования ШЕСТИДЕСЯТИЛЕТИЯ физико-технического факультета пять лет многое изменилось...

 

В это время прошла смена укладов мирового развития.

 

Стартовал шестой технологический уклад, основой которого являются нано-, био-, инфо-, когни-технологии (НБИК-технологии). Все, что определяло мировое развитие в прошлые годы, в том числе и атомная энергетика и промышленность, подвергается критическому осмыслению, определяется вектор дальнейшего развития. В этот период продолжается реформа Росатома и высшего образования России. Всё отмеченное не могло не отразиться на развитии и нашего Физико-Технического Факультета. Необходимо было адекватно реагировать на стремительно меняющуюся ситуацию. К этому подталкивала и внутри-университетская обстановка. В эти годы прошло объединение технического и классического университетов с образованием Уральского федерального университета.

 

Не стало "милого" УПИ,

выпускниками которого является значительная часть физтехов.

 

К руководству вновь созданного университета пришла молодая амбициозная команда, которая поставила задачу по выходу университета в число ведущих университетов мира. Это привело к масштабным организационным мероприятиям. В первую очередь решалось создание институтов в составе университета, что зачастую связано с объединением факультетов. Над Физтехом нависла реальная угроза расформирования. Необходимо было адекватно реагировать на вновь возникшие угрозы.

 

Перед лицом возникшей опасности произошла консолидация здоровых сил факультета. В короткое время была сформулирована концепция развития факультета, а на ее основе и Программа. Перед лицом разработчиков стояла непростая задача, заключающаяся в том, чтобы сохранить весь наработанный за предыдущие 60 лет опыт, основанный на использовании физтеховской системы образования, переложить его на новые условия, тем самым создавая предпосылки для дальнейшего динамического развития факультета. Основой Концепции стало развитие НБИК-конвергентных технологий, которые в той либо иной степени уже присутствовали на Физтехе. Фактически выбранная стратегия развития стала новым этапом проверенной годами физико-технической системы образования. Основной и главной задачей Концепции было сохранение факультета, недопущение его расчленения и объединения с другими подразделениями.

 

Одной из первых задач, вставших перед разработчиками Концепции, а впоследствии и Программы развития института, стала дилемма, связанная с названием образующегося структурного подразделения университета:

 

Физико-технический или Физико-технологический?

 

В результате жарких споров было принято решение назвать институт физико-технологическим. Почему же привычное и ласкавшее слух каждого Физтеха название факультета не стало именем вновь организуемого подразделения? На взгляд рабочей группы, на нынешнем этапе развития Физтеха уже название института должно консолидировать и объединять различные направления его деятельности.

 

Таким объединяющим, "коренным" понятием для современного Физтеха является технология. В первую очередь как высшее проявление человеческой мысли, как способ создания того или иного продукта, в том числе и инновационного. В этом названии и дань истории создания физико-технического факультета. Ведь первые кафедры, созданные на факультете (41, 43 и 23), были и остаются по настоящий день технологическими.

 

В то же время это и дань настоящему дню – все развивающиеся на Физтехе направления подготовки специалистов, научные школы базируются на физико-технических, физико-химических, социальных, языковых, инновационных технологиях. В дальнейшем и ученый, и попечительский совет факультета поддержали решение рабочей группы и утвердили будущее название института.

 

Сложнее дело обстояло с Программой развития института. В первую очередь необходимо было сформулировать миссию института, цель и задачи на ближайшую перспективу. Кроме этого, необходимо было составить дорожную карту, запланировать показатели по основной деятельности, соответствующие индикаторам Программы развития УрФУ. В разработке программы рабочая группа в первую очередь руководствовалась утвержденной Концепцией, в основу которой, как уже сказано, было положено развитие на Физтехе НБИК-конвергентных технологий.

 

Все отмеченное нашло свое отражение в формулировке миссии физико-технологического института. Миссия Физико-технологического института заключается в удовлетворении потребностей личности в элитном профессиональном образовании и потребностей общества в качественно новых, конкурентоспособных специалистах и научно-технической продукции на основе развития физико-технической системы образовательной, научной и инновационной деятельности. Хотелось бы отметить преемственность развития института и опору на физико-техническую систему образования, которую Физтех исповедует с момента его организации.

 

Из сформулированной миссии вытекает и цель создания института - сформировать на базе физико-технического факультета УрФУ центр подготовки кадров и научно-технической продукции для высокотехнологичных отраслей экономики (отдавая приоритет атомной промышленности и энергетике) Уральского региона, России, стран ближнего и дальнего зарубежья путём системного реинжиниринга научно-образовательного процесса.

 

Стратегия развития ФТИ предполагает реализацию программ модернизации образовательной, научно-исследовательской, международной, управленческой и финансово-экономической деятельности на основе системной интеграции материальных и интеллектуальных ресурсов.

 

Миссия и цель конкретизированы

в основных задачах:

 

1. Модернизация образовательной деятельности, нацеленная на достижение высокого качества подготовки специалистов, сопоставимого с уровнем лучших российских и мировых образцов, на базе единства образовательного и научно-технического процессов, опережающей подготовки кадров по приоритетным направлениям, формирования личности, обладающей профессиональными компетенциями, аналитическими и лидерскими качествами, навыками командной работы.

 

2. Обеспечение лидирующего уровня научных исследований и разработок, предусматривающего закрепление ведущих позиций в УрФУ и Уральском регионе, выход на российский и мировой рынок индустрии научных исследований, в том числе путем интеграции с учреждениями науки и промышленности региона.

 

3. Развитие инновационной культуры и механизмов трансфера технологий, направленное на формирование у выпускников ФТИ культуры предпринимательства как фактора, увязывающего воедино знания, полученные в вузе, исследовательские навыки, опыт производства и искусство управления.

 

4. Расширение связей, предусматривающих интеграцию ФТИ в мировое образовательное и научное пространство, вхождение в группу лидеров по экспорту образовательных услуг.

5. Развитие кадрового потенциала, призванного обеспечить базу инновационной деятельности и повысить конкурентоспособность ФТИ на образовательном рынке.

 

6. Развитие системы управления и финансово-экономической деятельности, обеспечивающее интеграцию усилий сотрудников института для достижения поставленной цели с минимально необходимыми затратами.

 

7. Развитие материально-технической базы и инфраструктуры, предусматривающее создание необходимых условий для научно-образовательной деятельности.

 

Из всего многообразия направлений, развивающихся на физтехе, зафиксированных в программе развития ФтИ, необходимо было выбрать два-три основных, куда бы направлялись средства Программы развития университета.

 

И эти направления как локомотив вывезли бы институт на новый инновационный уровень его развития, привлекая и другие направления. В качестве таких были выбраны направления, связанные с развитием биомедицинских и ядерно-химических технологий.

 

Первое направление связано с организацией на базе кафедры экспериментальной физики производства радиофармпрепаратов с использованием новейшего парка ускорительной техники.

 

Второе направление связано с разработкой технологии короткозамкнутого ядерного топливного цикла с использованием жидкосолевого ядерного реактора. Эта стратегия была одобрена руководством университета. Наиболее динамично в эти годы развивалось первое направление.

 

Уже запущен и функционирует инновационно-внедренческий центр (ИВЦ) "Радиационная стерилизация медицинских изделий". Этому предшествовала огромная работа, связанная с проектированием центра, приобретением и монтажом линейного ускорителя электронов мощностью 10 Мэв.

 

Центр нацелен в первую очередь на удовлетворение потребностей значительного сектора экономики Свердловской области по стерилизации различных объектов. Кроме этого, с использованием имеющегося ускорителя предполагается решение материаловедческих задач. И, конечно же, оборудование будет использовано в учебном процессе.

 

В настоящее время идет реализация наиболее сложной части проекта - создание циклотронного центра ядерной медицины (ЦЦЯМ). На сегодняшний день в помещении старого циклотрона, прослужившего верой и правдой факультету 50 лет, идут строительно-монтажные работы, приобретен циклотрон TR-24 канадского производства мощностью 24 Мэв.

 

На очереди приобретение "горячих" камер. В преддверии физического пуска центра физико-технологический институт выступил инициатором и основным разработчиком Концепции развития ядерной медицины Свердловской области.

 

Второе стратегическое направление ФТИ развивается в рамках ключевого центра превосходства (КЦП) "Технологии и материалы атомной энергетики", созданного на базе химических кафедр и кафедры технической физики института. Целью создаваемого КЦП является повышение уровня научно-исследовательской и образовательной деятельности Уральского федерального университета в двух прорывных научно-технических направлениях Программы повышения конкурентоспособности УрФУ - "Энергетика, ресурсосбережение и рациональное природопользование" и "Гибкие технологии и новые материалы".

 

Следует отметить, что кроме указанного КЦП утверждены проекты еще трех центров превосходства, созданных на базе кафедр "Теоретической физики и прикладной математики", "Физических методов и приборов качества", "Экспериментальной физики":

 

  • Первопринципное моделирование новых материалов;
  • Радиационная физика функциональных материталов;
  • Радиационные и ядерные технологии.

 

Таким образом, можно констатировать, что физико-технологический институт за прошедшие 5 лет активно участвовал в реализации всех стратегических проектов Уральского федерального университета. Это позволило значительно обновить инструментальную базу кафедр современным высококлассным оборудованием.

 

В первую очередь это коснулось физических кафедр: "Технической физики", "Электрофизики", "Теоретической физики и прикладной математики", "Физических методов и приборов качества", получивших оборудования на десятки миллионов рублей. В рамках реализации Программы развития УрФУ значительная часть ППС института повысила свой профессиональный уровень, побывав в различных университетах мира.

 

Вложенные средства Программы позволили значительно обновить и методическую базу образовательного процесса. Все это положительно отразилось на качестве образования ФТИ. В этот период институт, как и вся страна, окончательно перешел на уровневую систему образования.

 

Период дискуссий и споров прошел. Необходимо было в создавшейся ситуации найти положительные моменты. Таким положительным моментом, на наш взгляд, являются магистерские программы, где в полной мере может реализоваться физтеховская система образования. Именно на это направление направлены основные усилия коллективов кафедр института. Сегодня на Физтехе реализуется 14 направлений подготовки и 4 специалитета.

 

Следует отметить, что наличие последних подчеркивает индивидуальную особенность ФтИ, связанную с подготовкой кадров для оборонных отраслей промышленности. Переход на уровневую систему образования сопровождался и переходом на новые государственные образовательные стандарты. В это же время университет перешел на новую систему оценки знаний студентов – балльно-рейтинговую систему (БРС).

 

Все это потребовало от руководства института и кафедр, всего преподавательского состава колоссальных усилий для того, чтобы успешно справиться с возникшими задачами.

 

Отличительной чертой Физтеха всегда была теснейшая связь с предприятиями, институтами и организациями, для которых факультет готовил кадры. В новых ГОСах этому уделялось особое внимание: работодатель должен принимать активное участие, как в проектирования образовательных программ, так и в самом образовательном процессе.

 

Имея в этом серьезный задел, институт активно включился в процесс взаимодействия с работодателями. Все это вылилось в открытии кафедры "Физики высокоэнергетических процессов". Инициатором создания этой кафедры выступил Федеральный ядерный центр "Всероссийский научно-исследовательский институт технической физики", который к этому моменту испытывал острую потребность в высококвалифицированных специалистах.

 

Руководство института прекрасно осознавало, что без их участия подготовить такие кадры будет достаточно сложно. Не случайно заведующим вновь созданной кафедры был назначен научный руководитель ВНИИТФ академик Рыкованов Георгий Николаевич. Студенты обучаются на этой кафедре по индивидуальной программе, насыщенной математикой и физикой. Мы надеемся, что совместными усилиями будем готовить элиту для ядерного центра.

 

За прошедшие пять лет ни на минуту не замирала студенческая жизнь института: конкурсы, смотры, состязания спортсменов, агитки и многое другое. Отличные организаторские способности проявила профсоюзная организация студентов института, лучшая в университете. Во всех этих мероприятиях, проходивших под руководством деканата, в студентах воспитывался дух Физтеха, прививалась философия лидерства.

 

65-летняя история Физтеха является подтверждением тому, что только сильные личности, воспитанные в этом духе, достигают больших высот в жизни, превращаясь в элиту в масштабах отрасли, государства, региона. Не прекращались работы по модернизации аудиторного, лабораторного фонда института.

 

Приведены в порядок места общего пользования: коридоры, туалеты. Неузнаваемо изменился блок ускорительной техники кафедры экспериментальной физики. Из изложенного видно, что за прошедшие пять лет Физтех динамично развивался и нам есть чем отчитаться перед собранием выпускников ФтФ-ФтИ и попечительским советом.

 

И, наверное, самое большое и главное наше достижение - это то, что мы в очередной раз доказали нашу уникальность и сохранили факультет, отбив попытки его расчленения. Празднование юбилея это не только повод подвести итоги, но и время определить основные направления деятельности на следующий период.

 

Какие задачи мы ставим перед собой на ближайшие пять лет?

 

В рамках реализации Концепции и Программы развития физико-технологического института в области образования мы планируем повысить качество образования за счет:

 

  • Активной профориентационной работы с учащимися образовательных учреждений для привлечения талантливой молодежи;
  • Повышения профессионального уровня профессорско-преподавательского состава за счет привлечения ведущих иностранных ученых и стажировок наших преподавателей в университетах мирового уровня;
  • Использования современных образовательных методик;
  • Активного привлечения к образовательному процессу работодателей;
  • Разработки конкурентно-способных практико-ориентированных магистерских программ;
  • Привлечения иностранных студентов на направления подготовки института.

 

В области научной деятельности предстоит решение следующих задач:

 

  • Значительно увеличить объем НИОКР;
  • Значительно увеличить публикационную активность за счет публикаций ученых института в высокорейтинговых журналах;
  • Усилить взаимодействие с базовыми академическими институтами, в том числе за счет образования совместных научно-исследовательских лабораторий и участиях в крупных проектах организуемых Министерством образования и науки и другими ведомствами;
  • Повысить эффективность работы аспирантуры и диссертационных советов;
  • Принимать участие в крупных НИР в кооперации с учеными других стран;
  • Повысить эффективность работы института в области привлечения средств из бюджетных источников;
  • Продолжать совершенствование и модернизацию исследовательской базы.

 

 

В области инновационной деятельности необходимо:

 

  • Запустить циклотронный центр ядерной медицины;
  • Усилить работу института в области коммерциализации научных исследований, в том числе через открытие новых инновационно-внедренческих центров (ИВЦ);
  • Закончить модернизацию инфраструктуры института.

Директор физико-технологического института

профессор - Рычков Владимир Николаевич

ВЫПУСКНИКИ ФТИ ● 2013

Участники первой Международной конференции молодых ученых, посвященной 65-летию ФТИ

Выставка научно-технических работ

студентов ФТИ

Магнитометр, созданный на кафедре ТФиПМ

Женская сборная физтеха по аэробике

2013 ГОД - на Смотре художественной самодеятельности

Стендовый доклад студентки

кафедры ЭФ Зайцевой Н.

Уникальный стенд, разработанный

и созданный студентом II курса

кафедры ЭФ Тарасовым С.

ЗамЕСТИТЕЛЬ директора ФТИ по образованию Н.Н. Курбатов

Лекция в аудитории Ф-201

Выпускники ФТИ 2013

Лекция в аудитории Ф-201

1949-2014

физико-техническОМУ факультету

упи им. с.м. кирова - шестьдесят пять лет!

физтех упи - формула успеха!