УРАЛЬСКИЙ

ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ

ИНСТИТУТ им. С.М. КИРОВА

ФИЗИКО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

глава 1. отвечая вызовам времени.

что сделано? перспективы развития.

там где физтех - там успех, там победа!

фтф УПИ им. с.м. кирова ● 1949-2009

Физико-техническому факультету - шестьдесят лет.

Что сделано за это время?

 

Каков вклад физтеха в развитие университета, отрасли, страны? Каковы перспективы развития факультета?

Оглядываясь назад, читая архивные документы, слушая воспоминания первых студентов и выпускников факультета, ясно сознаешь уникальность такого явления, как физико-техническое образование. В последнее время много говорят об эффективности проектных методов, об использовании их в науке, образовании, производстве. Все это подается как новый, инновационный подход к решению тех либо иных проблем. Однако необходимо напомнить, что масштабно этот метод был опробован в 40-50 годы прошлого столетия при реализации атомного проекта. Новизна, сложность проблемы создания атомного оружия потребовали реализации новых подходов не только в науке, производстве, но и в системе подготовки кадров. По сути всем этим трем направлениям реализации проекта приходилось развиваться и совершенствоваться одновременно.

 

ДЕКАН ФИЗИКО-ТЕХНИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА

ПРОФЕССОР, ДОКТОР ХИМИЧЕСКИХ НАУК

РЫЧКОВ ВЛАДИМИР НИКОЛАЕВИЧ

 

Понимание грандиозности проекта, его научно-технической сложности определило, в первую очередь, фундаментальность в подготовке кадров для вновь зарождающейся отрасли. Этим объясняется факт привлечения на физико-технический факультет виднейших ученых Академии наук (Деменев Н.В., Шарова А.К., Вонсовский С.В., Вознесенский С.А., Тимофеев-Ресовский Н.В. и др). Отсутствие устоявшихся технических и технологических решений и опыта подготовки кадров инициировали развитие учебного процесса в сторону усиления научной составляющей учебной нагрузки.

 

Все это реализовалось в создании и развитии системы научно-исследовательской работы студентов (НИРС, УИРС и т.д.). Это обеспечило реальные преимущества физико-технической системы образования перед другими, использующимися в то время. Заложенный в 50-е годы основателями физико-технического факультета и физико-технической системы фундамент позволил физтеху в последующем активно развиваться и полностью соответствовать запросам атомной отрасли. За это время (60-70 годы) сформировались научные школы и направления. Физтеховский бренд стал узнаваемым. Выпускники факультета ценились не только в атомной промышленности, но и в смежных областях. Но жизнь не стояла на месте.

 

Появлялись новые отрасли знаний, в стране развивались наукоемкие производства, пошел процесс компьютеризации всех сфер жизни общества. И в этих условиях физтеховская система оказалась наиболее подготовленной к принятию этих вызовов. Так, на факультете в восьмидесятые годы появились кафедры «Физических методов и приборов контроля качества» и «Электрофизики», стала выпускающей кафедра «Вычислительной техники». Выросшие из недр факультета, укомплектованные, как правило, его выпускниками, эти кафедры, что называется, «с молоком» впитали основы физтеховской системы образования и заняли достойное место среди кафедр первой волны.

 

Тяжелейшим испытанием для факультета, как и для всего высшего образования, стал распад Советского Союза и все связанные с этим событием процессы 90-х годов. Менялась страна, менялись жизненные ориентиры, менялось отношение к высшему образованию. И в этих условиях глобального выживания физтех выстоял, сохранил свою индивидуальность. В это время формирования рыночных отношений в стране, в том числе и в атомной отрасли, появилась необходимость в специалистах социально-гуманитарного, экономического профиля. Эти специальности одна за другой появлялись в институте. К этому обязывал и новый статус ВУЗа – технический университет. Не остался в стороне и физико-технический факультет. В эти годы в состав факультета вошла кафедра «Иностранных языков», открыты кафедры «Социальной безопасности» и «Инновационных технологий». Сегодня можно дискутировать о необходимости открытия подготовки на физтехе по этим специальностям. Одно можно сказать точно, что появление этих кафедр на факультете благотворно отразилось во всем: увеличился конкурс, улучшилась успеваемость, появились успехи во внеучебной деятельности - лидерство в спорте, художественной самодеятельности, улучшена финансовая ситуация. Женская часть студенческого коллектива, традиционно поступающая на эти специальности, просто облагородила мужской контингент факультета.

 

Новые кафедры также являются приверженцами физтеховской системы и руководствуются в своей деятельности принципами, сложившимися за годы деятельности факультета. В 21 век физико-технический факультет вступил в качестве лидера ядерного образования на Урале. За последние годы факультет динамически развивался. За это время открыта кафедра «Управление интеллектуальной собственностью», ряд специальностей и направлений подготовки. Усилились связи факультета с промышленными предприятиями, институтами РАН, отраслевыми институтами. Как реакция на ухудшающуюся демографическую обстановку, переориентацию интересов абитуриентов в сторону экономических, гуманитарных специальностей налажено взаимодействие с предприятиями по целевой подготовке.

 

Большим успехом явилось участие факультета в инновационной образовательной программе. Реализация этой программы позволила провести модернизацию аудиторного фонда, закупить уникальное оборудование. Созданы десятки учебно-методических комплексов. Это позволит на качественно новом высоком уровне вести подготовку специалистов для предприятий. Мультимедийные аудитории, учебные, научно-исследовательские лаборатории, оснащенные по последнему слову техники, находятся в распоряжении студентов факультета.

 

Факультет создавался в рамках реализации атомного проекта. Это определило его закрытый статус, что, естественно, сдерживало его развитие в части взаимодействия с зарубежными коллегами. Сегодня эта ситуация резко меняется. Физико-технический факультет активно выходит на международный уровень. Усилились контакты наших ученых в рамках различных программ со специалистами из других стран. Факультет активно внедряется в мировой образовательный рынок. Наши преподаватели прошли стажировку во многих университетах мира.

 

Ориентируясь в первую очередь на подготовку специалистов для предприятий атомной отрасли, факультет активно внедряется в смежные отрасли: энергетика, связь, электроника и микроэлектроника, космос, приборостроение, медицина, цветная металлургия, добыча полезных ископаемых. В последнее время выполняется много работ в области наноматериалов и нанотехнологий. Запланирована подготовка специалистов по этому направлению.

 

Сегодня можно с уверенностью сказать, что физико-технический факультет в течение всех 60 прошедших лет активно и динамично развивался, адекватно реагируя на возникающие вызовы. И сегодня он представляет собой мощный образовательный и научный центр, известный не только в университете и на Урале, но и в России, и за ее пределами.

 

К сожалению, в России все еще не закончились реформы, которые сегодня напрямую касаются нашего факультета. Уже который год идет реформа атомной промышленности, на повестке дня – реформа высшего образования. Как сложится дальнейшая судьба факультета в ближайшее время и среднесрочной перспективе ? Где будет место физико-технического факультета на рынке образовательных услуг?

Эти и многие другие вопросы сегодня остро стоят на повестке дня. Все мы уверены в том, что факультет останется базовым для предприятий атомной промышленности Урала и Сибири. И сегодня в этом вопросе для нас, в первую очередь, важна поддержка предприятий региона, наших выпускников. Мы надеемся, что организация Ядерного университета на базе МИФИ, нацеленная на повышение качества образования, будет способствовать развитию физико-технических факультетов других ВУЗов.

 

Отдельный вопрос – внедрение многоуровневой системы подготовки.

Много сегодня в этом плане мнений, дискуссий, в том числе и в наших профессиональных кругах. При всей неоднозначности этого вопроса в первую очередь хочется увидеть положительные моменты. А это возможность в рамках магистратуры получать качественное образование. Идея магистерской подготовки созвучна физико-технической системе и фактически уже апробирована на нашем и на других аналогичных факультетах. Для таких наукоемких, высокотехнологичных производств, какими являются предприятия атомной отрасли, необходима ориентация именно на магистерскую подготовку. Это позволит резко повысить качество подготовки, приблизить образовательный процесс к науке и производству, в рамках бакалавриата отсечь от предприятий отрасли случайных и откровенно слабых выпускников.

 

Какие задачи ставит перед собой факультет на ближайшее время?

 

1. Опираясь на 60-летний опыт подготовки кадров, на тесные связи с предприятиями отрасли, институтами РАН и отраслевыми институтами, неуклонно повышая качество образования, сохранить свое место и роль в ядерном образовании России.

 

2. Отвечая на жесткую конкуренцию на образовательном рынке, активно внедряться в сферу подготовки кадров для смежных наукоемких производств (производство материалов с уникальными свойствами, нанотехнология, связь, телекоммуникации, производство медицинского оборудования, добыча полезных ископаемых и т.д.). Используя накопленный опыт, выйти на международный образовательный рынок.

 

3. Используя достижения последних лет в области подготовки кадров, провести кардинальную перестройку учебного процесса. Провести модернизацию аудиторного и лабораторного фонда. В рамках университета развивать формы самоуправления в области образования, науки и хозяйственной деятельности. Сохранить лидирующие позиции факультета в университете.

 

Встречая юбилей, мы с оптимизмом смотрим в будущее и верим, что вызовы нынешнего времени будут так же с успехом преодолены, как и прошлые. Об этом свидетельствуют те успехи, которых добился коллектив за годы своего существования, мощный научный и преподавательский потенциал, современный парк оборудования, многолетние крепкие связи с предприятиями отрасли, отраслевыми НИИ и институтами РАН.

наш ФИЗТЕХ ● МАРШ

Стихи П. Гусева, музыка А. Грамолина

 

Опять весна кипит в садах и скверах,

в цветах стоит Уральский Политех,

И, распахнув гостеприимно двери,

нам подмигнул с улыбкою Физтех.

 

Привет, Физтех, родная «Альма-матер», учитель строгий наш и верный друг,

Ты, как и прежде, весел, бодр и статен,

оплот надежд, дерзаний и наук.

 

Жить много лет! В делах - побед!

В дерзаниях дум встречать рассвет!

Всегда быть смелым, страстным и кипучим! Всегда вперед, наш милый факультет!

 

Как дороги нам над тобою зори

и кабинетов трудовой уют,

И тишина твоих аудиторий,

что вновь студентов с нетерпением ждут.

 

Ты с каждым днем становишься мудрее,

и хватит доброты твоей на всех.

Бегут года, но ты лишь молодеешь,

наш отчий дом, наш дорогой физтех.

 

 

 

Священней дружбы, что бы ни случилось, на свете нет! - физтеховский девиз.

Физтех - не просто дом, где мы учились, физика - судьба, душа и наша жизнь!

 

И как бы далеко мы ни бывали,

в тяжелый час и в час, когда успех,

Мы никогда о том не забывали,

что дал нам в жизнь путевку наш Физтех.

 

И если ты способен удивляться,

и бьется сердце верное в груди,

И ты готов мечтать, пахать и драться,

в физтеховское братство приходи.

 

Так будь, Физтех, и юным, и прекрасным, твори добро и делай чудеса,

И пусть на горизонте будет ясно,

и солнце в окна бьет, как в паруса.

 

Жить много лет! В делах - побед!

В дерзаниях дум встречать рассвет!

Всегда быть смелым, страстным и кипучим! Всегда вперед, наш милый факультет!