Физико-техническому факультету - шестьдесят лет.
Что сделано за это время?
Каков вклад физтеха в развитие университета, отрасли, страны? Каковы перспективы развития факультета?
Оглядываясь назад, читая архивные документы, слушая воспоминания первых студентов и выпускников факультета, ясно сознаешь уникальность такого явления, как физико-техническое образование. В последнее время много говорят об эффективности проектных методов, об использовании их в науке, образовании, производстве. Все это подается как новый, инновационный подход к решению тех либо иных проблем. Однако необходимо напомнить, что масштабно этот метод был опробован в 40-50 годы прошлого столетия при реализации атомного проекта. Новизна, сложность проблемы создания атомного оружия потребовали реализации новых подходов не только в науке, производстве, но и в системе подготовки кадров. По сути всем этим трем направлениям реализации проекта приходилось развиваться и совершенствоваться одновременно.
ДЕКАН ФИЗИКО-ТЕХНИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА
ПРОФЕССОР, ДОКТОР ХИМИЧЕСКИХ НАУК
РЫЧКОВ ВЛАДИМИР НИКОЛАЕВИЧ
Понимание грандиозности проекта, его научно-технической сложности определило, в первую очередь, фундаментальность в подготовке кадров для вновь зарождающейся отрасли. Этим объясняется факт привлечения на физико-технический факультет виднейших ученых Академии наук (Деменев Н.В., Шарова А.К., Вонсовский С.В., Вознесенский С.А., Тимофеев-Ресовский Н.В. и др). Отсутствие устоявшихся технических и технологических решений и опыта подготовки кадров инициировали развитие учебного процесса в сторону усиления научной составляющей учебной нагрузки.
Все это реализовалось в создании и развитии системы научно-исследовательской работы студентов (НИРС, УИРС и т.д.). Это обеспечило реальные преимущества физико-технической системы образования перед другими, использующимися в то время. Заложенный в 50-е годы основателями физико-технического факультета и физико-технической системы фундамент позволил физтеху в последующем активно развиваться и полностью соответствовать запросам атомной отрасли. За это время (60-70 годы) сформировались научные школы и направления. Физтеховский бренд стал узнаваемым. Выпускники факультета ценились не только в атомной промышленности, но и в смежных областях. Но жизнь не стояла на месте.
Появлялись новые отрасли знаний, в стране развивались наукоемкие производства, пошел процесс компьютеризации всех сфер жизни общества. И в этих условиях физтеховская система оказалась наиболее подготовленной к принятию этих вызовов. Так, на факультете в восьмидесятые годы появились кафедры «Физических методов и приборов контроля качества» и «Электрофизики», стала выпускающей кафедра «Вычислительной техники». Выросшие из недр факультета, укомплектованные, как правило, его выпускниками, эти кафедры, что называется, «с молоком» впитали основы физтеховской системы образования и заняли достойное место среди кафедр первой волны.
Тяжелейшим испытанием для факультета, как и для всего высшего образования, стал распад Советского Союза и все связанные с этим событием процессы 90-х годов. Менялась страна, менялись жизненные ориентиры, менялось отношение к высшему образованию. И в этих условиях глобального выживания физтех выстоял, сохранил свою индивидуальность. В это время формирования рыночных отношений в стране, в том числе и в атомной отрасли, появилась необходимость в специалистах социально-гуманитарного, экономического профиля. Эти специальности одна за другой появлялись в институте. К этому обязывал и новый статус ВУЗа – технический университет. Не остался в стороне и физико-технический факультет. В эти годы в состав факультета вошла кафедра «Иностранных языков», открыты кафедры «Социальной безопасности» и «Инновационных технологий». Сегодня можно дискутировать о необходимости открытия подготовки на физтехе по этим специальностям. Одно можно сказать точно, что появление этих кафедр на факультете благотворно отразилось во всем: увеличился конкурс, улучшилась успеваемость, появились успехи во внеучебной деятельности - лидерство в спорте, художественной самодеятельности, улучшена финансовая ситуация. Женская часть студенческого коллектива, традиционно поступающая на эти специальности, просто облагородила мужской контингент факультета.
Новые кафедры также являются приверженцами физтеховской системы и руководствуются в своей деятельности принципами, сложившимися за годы деятельности факультета. В 21 век физико-технический факультет вступил в качестве лидера ядерного образования на Урале. За последние годы факультет динамически развивался. За это время открыта кафедра «Управление интеллектуальной собственностью», ряд специальностей и направлений подготовки. Усилились связи факультета с промышленными предприятиями, институтами РАН, отраслевыми институтами. Как реакция на ухудшающуюся демографическую обстановку, переориентацию интересов абитуриентов в сторону экономических, гуманитарных специальностей налажено взаимодействие с предприятиями по целевой подготовке.
Большим успехом явилось участие факультета в инновационной образовательной программе. Реализация этой программы позволила провести модернизацию аудиторного фонда, закупить уникальное оборудование. Созданы десятки учебно-методических комплексов. Это позволит на качественно новом высоком уровне вести подготовку специалистов для предприятий. Мультимедийные аудитории, учебные, научно-исследовательские лаборатории, оснащенные по последнему слову техники, находятся в распоряжении студентов факультета.
Факультет создавался в рамках реализации атомного проекта. Это определило его закрытый статус, что, естественно, сдерживало его развитие в части взаимодействия с зарубежными коллегами. Сегодня эта ситуация резко меняется. Физико-технический факультет активно выходит на международный уровень. Усилились контакты наших ученых в рамках различных программ со специалистами из других стран. Факультет активно внедряется в мировой образовательный рынок. Наши преподаватели прошли стажировку во многих университетах мира.
Ориентируясь в первую очередь на подготовку специалистов для предприятий атомной отрасли, факультет активно внедряется в смежные отрасли: энергетика, связь, электроника и микроэлектроника, космос, приборостроение, медицина, цветная металлургия, добыча полезных ископаемых. В последнее время выполняется много работ в области наноматериалов и нанотехнологий. Запланирована подготовка специалистов по этому направлению.
Сегодня можно с уверенностью сказать, что физико-технический факультет в течение всех 60 прошедших лет активно и динамично развивался, адекватно реагируя на возникающие вызовы. И сегодня он представляет собой мощный образовательный и научный центр, известный не только в университете и на Урале, но и в России, и за ее пределами.
К сожалению, в России все еще не закончились реформы, которые сегодня напрямую касаются нашего факультета. Уже который год идет реформа атомной промышленности, на повестке дня – реформа высшего образования. Как сложится дальнейшая судьба факультета в ближайшее время и среднесрочной перспективе ? Где будет место физико-технического факультета на рынке образовательных услуг?
Эти и многие другие вопросы сегодня остро стоят на повестке дня. Все мы уверены в том, что факультет останется базовым для предприятий атомной промышленности Урала и Сибири. И сегодня в этом вопросе для нас, в первую очередь, важна поддержка предприятий региона, наших выпускников. Мы надеемся, что организация Ядерного университета на базе МИФИ, нацеленная на повышение качества образования, будет способствовать развитию физико-технических факультетов других ВУЗов.
Отдельный вопрос – внедрение многоуровневой системы подготовки.
Много сегодня в этом плане мнений, дискуссий, в том числе и в наших профессиональных кругах. При всей неоднозначности этого вопроса в первую очередь хочется увидеть положительные моменты. А это возможность в рамках магистратуры получать качественное образование. Идея магистерской подготовки созвучна физико-технической системе и фактически уже апробирована на нашем и на других аналогичных факультетах. Для таких наукоемких, высокотехнологичных производств, какими являются предприятия атомной отрасли, необходима ориентация именно на магистерскую подготовку. Это позволит резко повысить качество подготовки, приблизить образовательный процесс к науке и производству, в рамках бакалавриата отсечь от предприятий отрасли случайных и откровенно слабых выпускников.
Какие задачи ставит перед собой факультет на ближайшее время?
1. Опираясь на 60-летний опыт подготовки кадров, на тесные связи с предприятиями отрасли, институтами РАН и отраслевыми институтами, неуклонно повышая качество образования, сохранить свое место и роль в ядерном образовании России.
2. Отвечая на жесткую конкуренцию на образовательном рынке, активно внедряться в сферу подготовки кадров для смежных наукоемких производств (производство материалов с уникальными свойствами, нанотехнология, связь, телекоммуникации, производство медицинского оборудования, добыча полезных ископаемых и т.д.). Используя накопленный опыт, выйти на международный образовательный рынок.
3. Используя достижения последних лет в области подготовки кадров, провести кардинальную перестройку учебного процесса. Провести модернизацию аудиторного и лабораторного фонда. В рамках университета развивать формы самоуправления в области образования, науки и хозяйственной деятельности. Сохранить лидирующие позиции факультета в университете.
Встречая юбилей, мы с оптимизмом смотрим в будущее и верим, что вызовы нынешнего времени будут так же с успехом преодолены, как и прошлые. Об этом свидетельствуют те успехи, которых добился коллектив за годы своего существования, мощный научный и преподавательский потенциал, современный парк оборудования, многолетние крепкие связи с предприятиями отрасли, отраслевыми НИИ и институтами РАН.
наш ФИЗТЕХ ● МАРШ
Стихи П. Гусева, музыка А. Грамолина
Опять весна кипит в садах и скверах,
в цветах стоит Уральский Политех,
И, распахнув гостеприимно двери,
нам подмигнул с улыбкою Физтех.
Привет, Физтех, родная «Альма-матер», учитель строгий наш и верный друг,
Ты, как и прежде, весел, бодр и статен,
оплот надежд, дерзаний и наук.
Жить много лет! В делах - побед!
В дерзаниях дум встречать рассвет!
Всегда быть смелым, страстным и кипучим! Всегда вперед, наш милый факультет!
Как дороги нам над тобою зори
и кабинетов трудовой уют,
И тишина твоих аудиторий,
что вновь студентов с нетерпением ждут.
Ты с каждым днем становишься мудрее,
и хватит доброты твоей на всех.
Бегут года, но ты лишь молодеешь,
наш отчий дом, наш дорогой физтех.
Священней дружбы, что бы ни случилось, на свете нет! - физтеховский девиз.
Физтех - не просто дом, где мы учились, физика - судьба, душа и наша жизнь!
И как бы далеко мы ни бывали,
в тяжелый час и в час, когда успех,
Мы никогда о том не забывали,
что дал нам в жизнь путевку наш Физтех.
И если ты способен удивляться,
и бьется сердце верное в груди,
И ты готов мечтать, пахать и драться,
в физтеховское братство приходи.
Так будь, Физтех, и юным, и прекрасным, твори добро и делай чудеса,
И пусть на горизонте будет ясно,
и солнце в окна бьет, как в паруса.
Жить много лет! В делах - побед!
В дерзаниях дум встречать рассвет!
Всегда быть смелым, страстным и кипучим! Всегда вперед, наш милый факультет!
Помощь по текущей странице сайта: ОПИСАНИЕ ● УПРАВЛЕНИЕ
Экраны Ваших мониторов разные по размерам и графическому разрешению. Графика страниц сайта создана и протестирована из расчета на мониторы с разрешением от 1280х800 до 2560х1440 пикселей. Для наиболее полного отображения контента на экране Вашего монитора распахните окно браузера на его максимальный экранный размер, нажав на квадратик в правом верхнем углу окна браузера.
Кроме этого для увеличения полезного пространства общего просмотрового окна Вашего монитора на клавиатуре есть клавиша F11, которая убирает с экрана оболочку Вашего браузера, т.е. позволяет использовать на Вашем мониторе полноэкранный режим. Первое нажатие клавиши F11 убирает оболочку Вашего браузера (включает полноэкранный режим), повторное нажатие клавиши F11 восстанавливает её (выключает полноэкранный режим). Это даёт, как минимум, увеличение полезного просмотрового окна на 10-20% от размера экрана.
клавиатурные Клавиши и кнопки управления контентом на странице сайта
По разным, иногда непонятным, причинам бывают и разные случаи разрушения графики и информации сайта на экране. При любом подозрении, что у Вас на экране сайт выглядит как-то не так, как должен бы... нажмите несколько раз клавиатурную клавишу F5 - регенерация экрана и частичная очистка памяти (кэша) браузера.
В тяжёлых случаях может помочь полная очистка кэша браузера. В браузере Mozilla Firefox для полной очистки кэша нажмите одновременно три клавиатурные клавиши Ctrl-Shift-Delete и выберите в выпадающем меню только очистку кэша или полную очистку браузера.
После очистки кэша или полной очистки браузера Вы можете быть авсолютно уверены в том, что видите на экране последнюю отредактированную версию сайта. В других браузерах клавиши вызова аналогичного меню почти те же самые. Если нет - надо "погуглить" и узнать каким образом очищается кэш Вашего браузера.
перемещение в начало и в конец страницы соответственно;
перемещение на один экран верх и вниз страницы соответственно;
перемещение на несколько строк вверх и вниз страницы соответственно.
Кроме клавиатурных клавиш управления контентом страницы в левом верхнем углу страницы под верхним логотипом находятся круглые кнопки управления текущей страницей сайта (слева-направо):
Справа внизу страницы находятся две кнопки управления страницей:
полупрозрачная, не исчезает с экрана при прокрутке - перемещение
в начало (наверх) страницы;
полупрозрачная, не исчезает с экрана при прокрутке - перемещение
в конец (вниз) страницы.
(синий фон страницы) приводит к перемещению
на Главную страницу сайта.
Все кнопки снабжены всплывающими через 2-3 секунды после наведения
на них курсора мыши подсказками.
ПРИЯТНОГО И ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ВАМ ПРОСМОТРА!